Алексей Александрович Кириллов – организатор Пролетарского музея в городе Ельце.

Елецкий городской краеведческий музей имеет свою периодизацию. После основания первого музея в городе Ельце, он два раза прекращал свою работу и полностью или частично уничтожался, но затем стараниями различных людей вновь создавался и открывался.

Основан первый музей был в 1901 году при Елецком земстве студентом московского университета Н.М. Гусельниковым. В отчете Елецкому уездному земскому собранию за 1910-1911 год встречается упоминание Елецкого Естественно-исторического музея. Известно, что просуществовал  музей до Великой Октябрьской социалистической революции и затем частично или полностью был уничтожен.

Вновь музей был открыт как музей наглядных пособий при Отделе народного образования 6 сентября 1918 года. Большая заслуга в деле создания этого музея  принадлежит писа­телю М.М. Пришвину, который с июня 1918 года непродолжительное время проживал в городе и учительнице воскресной школы, в будущем Герою Социалистического труда, А.Н. Сафоновой. Они принимали активное учас­тие в налаживании культурной и общественной жизни города. Музей в Ельце проработал не долго. Он был разграблен и сожжен в период рейда конницы генерала К.К. Мамонтова в 1919 году. В том же 1919 году в городе организуется «Коллегия по охране памятников искусства, старины, быта и природы», которая выступила с инициативой воссоздать музей.

В 1922 году музей открывается вновь, как Пролетарский музей, его организатором является Алексей Александрович Кириллов, и с таким названием музей работает до 1927 года. Затем именуется Музеем местного края и работает до начала Великой Отечественной войны.

В 1941 году экспозиция разбирается и фонды эвакуируются. И последний раз музей был открыт в 1946 году как краеведческий музей. В настоящее время это — Елецкий городской краеведческий музей.

Более подробно будет рассмотрен Елецкий пролетарский музей и его организатор Алексей Александрович Кириллов.

В Орловскую губернию Кириллов приехал в 1918 году и приступил к организации Ливенского музея вместе с художником М. К. Знаменским. Будучи хорошими знатоками старины, обладая неутомимой энергией и настойчивостью, они умело выискивали и собирали в круговерти начала гражданской войны значительные ценности по разорённым старинным дворянским имениям Шереметьевых, Набоковых, Корфов, Голициных, Ростопчиных, Кутузовых-Голенищевых и т. д. И в течение одного года были собраны весьма ценные экспонаты, позволившие создать музей.

 24 ноября 1918 года,  в воскресение, в здании бывшего Русско-Азиатского банка (ныне здесь размещается администрация города Ливен) был открыт Ливенский народный музей. Его первым директором стал Знаменский, а Кириллов стал  хранителем собранного богатейшего материала. На момент открытия музея удалось сформировать 11 отделов.

В 1919 году с приближением к Орловской губернии фронта гражданской войны Алексей Александрович, как лицо командного состава, был мобилизован тринадцатой армией, и до 1921 года  находился в Красной Армии.

В 1921 году Кириллов попадает в Елец и устанавливает отношения с существовавшей в Ельце «Коллегией по охране памятников искусства, старины, быта и природы». На которой, как выяснилось, уже с 1919 года по 1921 год все время обдумывался проект создания музея, вместо уничтоженного в 1919 году музея наглядных пособий.

С первых же своих посещений Коллегии  Кириллов начал поднимать вопрос о создании музея, упрекая Коллегию за ее нерешительность и подчеркивая бесполезную из-за этого потерю времени для музейного дела. Когда в августе 1921 года Елецкий отдел народного образования, согласившись с доводами Кириллова о необходимости создания музея, поручил ему собирать музейный фонд, Алексей Александрович, со свойственной ему энергией принялся за работу, и в течение незначительного промежутка времени, с августа 1921 года по май 1922 года им было собрано 1362 экспоната. Сбор этих предметов проходил в исключительно тяжелых условиях. Финансовая база почти отсутствовала, штата никакого не было, а извлекать предметы из различных организаций и учреждений, куда они попали в годы гражданской войны, приходилось с большим трудом. И только благодаря настойчивости Кириллова и его неистощимой энергии, благодаря его любви к своему делу, Алексей Александрович смог собрать фундамент будущего музея.

 Очевидно музей наглядных пособий был уничтожен полностью, вместе с находящимися там экспонатами, т.к в анкете на вновь образуемый музей, заполненной Елецким уполитпросветом 27 мая 1922 года, в графе «были ли какие музеи, либо уничтожены пожарами» записано: «при Мамонтове сгорел музей УОНО», об этом свидетельствует архивная справка, полученная в ответ на запрос из Липецкого областного архива.

Таким образом, полностью благодаря стараниям Алексея Александровича Кириллова,  2 мая 1922 года музей был открыт.

В газете «Соха и молот» от 25 апреля 1922 года было опубликовано объявление, подготовленное зав. уполитпросветом, в котором сообщалось: «Во вторник 2 мая 1922 года в 12 часов дня состоится открытие Елецкого пролетарского музея, организованного при уполитпросвете (Рождественская улица, дом бывший Петровой, вход с правой стороны).

На торжество открытия музея приглашаются представители от уисполкома, укома, упрофбюро, профессиональных организаций по одному от каждого союза и по одному представителю от каждой воинской части Красной Армии.

Музей открыт для посетителей от 12 до 15 часов дня по воскресеньям, вторникам и пятницам. По средам и четвергам музей осматривается учащимися под руководством своих шкрабов. Вход в музей бесплатный».

В фондах краеведческого музея хранится копия с документа, подписанного А.Кирилловым «Краткая история Елецкого Пролетарского музея». Из неё следует, что «по первоначальному научному плану музей должен был состоять из художественного отдела, из исторического отдела, из отдела местного края с подотделами природы, производства и церковной старины. Работа по созданию первоначально музейного фонда началась в августе 1921 года, то есть тогда, когда в помещичьих гнездах почти ничего не было, когда нашествие на Елец Мамонтова погубило большинство и тех культурных ценностей, которые были собраны к тому времени и сосредоточены в Госучреждениях в городе».

Экспозиция состояла из 4-х отделов: художественно-бы­тового, историко-археологического, естественноисторического и отдела русских древностей. «Краевого материала было так мало, что строить специальный краевой отдел было не из чего». Музей располагался в каменном одноэтажном доме. В фон­дах краеведческого музея хранится план этого дома.

Не прекращая своих забот о музее и памятниках старины, Алексей Александрович в 1923 году явился одним из инициаторов организации «ОДЕМ» — Общества Друзей Елецкого Музея, общества, которое в свою очередь оказало значительную поддержку Алексею Александровичу в его работе по устройству и пополнению музея. Председателем общества был избран И.М.Никольский.

К 1 октября 1924 года количество экспонатов увеличилось до 3550 единиц. Штат музея состоял из 4-х человек: директора, группового (должность введена только 10 января 1923 года, зарплата выделялась «ОДЕМ»), уборщицы и ночного сторожа.

Орловский  Губернский музей, являлся ближайшим руководителем Елецкого уездного музея  и оказывал ему посильную помощь.

В «Отчете рабочим и крестьянству уезда Елецкого уездного исполнительского комитета Советов рабочих, крестьян­ских и красноармейских депутатов» за 1925 год приводятся све­дения о работе Пролетарского музея. «Денежная база на хозяйст­венно-операционные расходы за год с момента открытия музея /1922-1923 г.г./ составила — 234 руб., а уже за период с 1924 по 1925 г. составила — 706 руб.49 коп.».

 К 1925 г. в штат музея прибавился еще один «квалифицированный работник». В разделе агитработа значится: «в общественных клубах и на собраниях рабочих и совслужащих проводились доклады о значении Советского Музея, как нового образовательного средства, приближающего пролетарское общест­во к коммунистическому строю. Если в 1922 г. было прочитано 16 докладов, то в 1925 г. — уже 100.     Число посетителей с 1750 человек в 1922 г. увеличилось до 17699 человек в 1925 г.»

«Главным тормозом работ Музея служит не соответствую­щее помещение, занимаемое музеем, и недостаток денежных средств».

В планах на будущее значится: «Переместить музей в более соответствующее помещение; произвести раскопку курганов в Тербунской и Ламской волостях; закончить историческое и этно­графическое исследование уезда, развить и углубить краевой от­дел путем пополнения бытового подотдела и организации новых подотделов: сельскохозяйственного и Народного Здравия».

Кириллов прилагал немалые усилия, что бы наладить в уезде работу по краеведению. В течение 3-х лет он вел пропаганду необходимости краеведческой работы, подчеркивая огромное значение ее в деле строительства новой социалистической жизни.

Придавая большое значение не только  охране памятников старины, но и охране памятников природы, Кириллов оказал поддержку ученому Владимиру Николаевичу Хитрово в его стремлении сделать Галичью гору заповедным участком. Их совместные усилия увенчались успехом и Галичья гора была объявлена государственным заповедником и передана в ведение Елецкого музея. Это случилось 25 апреля 1925 года. «Галичья гора» стала   первым заповедником Центрального Черноземья и седьмым в России. Первым директором заповедника стал директор Елецкого пролетарского музея А.А. Кириллов. Научное руководство заповедником «Галичья гора» осуществлял В. H. Хитрово вплоть до 1930 г.

 С 1925 по 1936 гг. заповедник «Галичья гора» находилась  в подчинении Елецкому музею. Созданный Совет по изучению и охране заповедника провел первые организационные работы: утвердил смету, организовал постоянную охрану, провел геодезическую съемку урочища.

Кириллов вел активную работу по многим направлениям, был очень деятелен, но в конце 1927 года Алексей Александрович заболел воспалением легких. И именно эта болезнь стала для Кириллова последней. 18 декабря 1927 года, после непродолжительной болезни  он умер. К этому периоду фонды Елецкого музея составляли уже 4523 экспоната, и по своей ценности он являлся одним из лучших среди провинциальных музеев.

В некрологе, который был опубликован в Бюллетене Орловского Губернского Бюро краеведения сказано: «Алексей Александрович преждевременно оборвал свою работу, заболев воспалением легких во время ее же – на своем посту, но созданное им дело долго будет жить и свидетельствовать о его любви к нему, о его упорстве и энергии, положенной им на дело поднятия культурного уровня масс. Созданный им при содействии пролетарского общества такой богатый в местном смысле очаг человеческой культуры, является лучшим памятником Алексею Александровичу.

Кириллов оставил о себе память для последующих поколений как организатор и хранитель Ливенского народного музея, организатор и директор Елецкого Пролетарского музея и директор заповедника «Галичья гора», для создания которых Алексей Александрович Кириллов приложил немалые усилия.

И так совпало, что в этом же 1927 году, в связи с тем, что велись работы по формированию государственной музейной сети, по централизации и профилированию музеев, елецкий музей перестал называться Пролетарским, он больше внимания начинает уделять краеведению, строит экспозицию преимущественно на краеведческом материале и переименовывается в  Елецкий музей местного края.

Материалы предоставлены ст. научным сотрудником И.Н.Сороковых.

#ИнтересноЗнать, 2020, Акция «Дни защиты от экологической опасности», Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *