Цикл бесед о русской традиционной народной культуре и региональных историко-культурных особенностях Елецкого края лектора-экскурсовода и этнографа А.А.Пискулина

А.А.Пискулин

СИМВОЛИКА ОБРЯДОВ

Еще в конце XIX – начале XX века говорили о том, что русские народные верования, обряды, традиции прошлого – исчезают. Остаются лишь — «пережитки пережитков». И вот через сто лет, в начале XXI века мы видим, что народная традиция живет не только в памяти народа, но и продолжает выполнять свои функции в общей системе знаний и представлений о мире, отвечая актуальным жизненным потребностям людей.

Развитие человеческой мысли подтверждает, что за так называемыми «пережитками прошлого» можно предполагать наличие очень древних знаний, которые помогают понять, что мир вокруг нас гораздо сложнее, многообразнее и интереснее, чем принято было считать еще совсем недавно.

Елецкая земля – один из исторических регионов России, издавна освоенный нашими предками – славянами.

Здесь отмечается высокая степень сохранности русской традиционной культуры.

Во многих до сих пор сохраняющихся народных обрядах, даже играх и развлечениях, — скрыты на самом деле глубокий смысл, сложная символика и древние мифологические представления.

Например, всем известен праздник Петров день. Церковное его название День первоверховных апостолов Петра и Павла (празднуется 12 июля по новому стилю). В народе этот праздник часто называют «Череда или Чередилки». В ночь на праздник сельская молодежь до сих пор, как и сотни лет назад бегает по деревне с веселым шумом и криком, пугая прохожих. Хулиганит. Перегораживает дороги. Тащит со дворов все, что «плохо лежит». Словом, чередят, кто во что горазд. Администрация некоторых сел пытается бороться с этим, как казалось бы на поверхностный взгляд, хулиганством. Да и сами участники чередилок не могут объяснить, почему именно в эту ночь нужно чередить.

На самом деле, этнографы называют подобные молодежные развлечения «ритуальными бесчинствами». И в древности это был специальный обряд, целью которого было изгнание нечистой силы из села, из мира людей. Именно с этой целью, например, перегораживали все дороги, ведущие в село, шумели, рядились. С одной стороны, как бы уподоблялись этим потусторонним силам, с другой, отпугивали их. Кроме того, буйные развлечения, обязательные в эту ночь бесчинства, безудержное веселье символизировали силу и энергию жизни, утверждали победу света над тьмой, солнца над мраком.

И современная молодежь, сама не зная того, выполняет подобный древний обряд, завершая его, как и в глубокой древности, традиционной встречей восхода солнца, что является наследием древнейших обрядов, связанных с почитанием солнца, как символа жизни. Парни и девушки вместе идут на красивое возвышенное место и ждут «караулят» восходящее солнце. Считается, что утром Петрова дня восходящее солнце «играет» на небе – переливается разными цветами и оттенками, лучи его сияют, как радуга. Увидеть «игру» солнца считается доброй приметой. Праздник Петров день как раз приходится на период близкий к летнему солнцестоянию.

Петров день и другие праздники лета насыщены также обрядами, связанными с почитанием сил природы, в частности, с культом растительного мира, почитанием деревьев, трав и цветов. Девушки под этот праздник гадают о женихах, собирая обрядовый букет. Нужно нарвать 12 разных цветков, положить под подушку и просить суженого присниться. Кто приснится в эту ночь, за того девушке суждено выйти замуж.

С этим праздником смыкается предшествующий ему Иванов день – знаменитый праздник «Иван Купала». Церковное название – Рождество Иоанна Предтечи (7 июля).

«Иван Купала» воспринимается как веселый праздник, главное развлечение которого заключается в том, что все обливают друг друга водой. Стараются сделать это неожиданно, подкарауливают друг друга, веселятся, смеются. Веселье, радость и взаимное расположение – главное настроение этого дня. Обливаются водой люди всех возрастов.

Традиция обливаться водой восходит к древним представлениям об очистительной силе этой стихии и является типичной для обрядов дня Ивана Купалы. Восточные славяне проводили очистительные обряды, прыгая через огонь, купаясь в водоемах и обливаясь водой. Огонь и вода являются изначальными могучими жизненными стихиями, которые очищают человека и мир вокруг него, уничтожают зло.

В современном Черноземье сакральный смысл купальских обрядов забыт, обливание водой воспринимается как веселое развлечение, но характерно то, что сама традиция стойко сохраняется.

Важным летним праздником до сих пор является Ильин день – день пророка Ильи, который празднуется 2 августа. Для многих регионов России Ильин день – это рубеж между летом и осенью. Раньше народ говорил:

«На Илью до обеда лето, с обеда осень»

«С Ильина дня ночь длинна и вода холодна».

Такие представления сохраняются в елецкой местности и по сей день. Главным образом, это касается времени окончания купального сезона. До сих пор люди у нас верят, что после Ильина дня вода в реках становится холодной и непригодной для купания. Повсеместно считается, что на Ильин обязательно должен пройти дождь, который якобы и охлаждает воду во всех водоемах.

В народном представлении Илья Пророк взял на себя функции славянского языческого бога Перуна, управляющего природой, в особенности же громом, молнией и дождями, и часто требовавшего себе жертвоприношений. Илью представляли в образе грозного старца, едущего по небу на громыхающей колеснице и мечущего громы и молнии в нечистую силу и в провинившихся людей.

В то же время Илья воспринимался как щедрый святой, наделяющий людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем. Люди считали его повелителем дождя, хозяином родников и речек, которые появились от удара его огненных стрел, защитником, «кормильцем и поильцем» людей и домашних животных.

Любопытно, что в селе Ольховец Елецкого района говорили, что во время грозы «кто-то бочки с водой по небу катает, они и громыхают». Еще А.Н. Афанасьев в своих «Поэтических воззрениях славян на природу», исследуя обрядовые славянские игры, в которых участники разбивали бочки, предположил, что речь шла об обрядах в честь Перуна, и бочка символизировала его грозовые тучи, наполненные дождевой влагой. Возможно, отголоски подобных представлений и сохранились в «поэтических воззрениях на природу» жителей села Ольховец.

Время от времени Илья Пророк показывает свое могущество. В ночь перед своим праздником он часто устраивает так называемую «воробьиную ночь», когда грохочет гром, сверкают молнии, сильный ветер срывает крыши, ломаются деревья, мечутся птицы, волнуется и ревет домашний скот.

В народе и по сей день сохраняется вера в то, что в ночь накануне Ильина дня бывает гроза с сильным ветром, громом и молниями.

Могу привести пример из личного опыта. В 2010 году в Ельце в доме на улице Карла Маркса именно в такую ночь я рассказывал гостям, мирно пившим чай на кухне, о Боге Громовержце Перуне, об Илье Пророке, о поверьях, связанных с этой ночью. За окнами бушевала гроза. Раскаты грома были оглушительными, молнии разламывали небо пополам, шквальный ветер раскачивал ветви деревьев. При словах «Илья Пророк показывает в это время свою силу» — гром ударил прямо над головами, в кухне как будто что-то взорвалось, и из печной трубы (АОГВ) на пол выбило заслонку. Наступила тишина. Кто-то перекрестился, кто-то прошептал: «Свят, Свят, Свят». Потом все, наполовину в шутку, наполовину всерьез, сказали: «Илья, мы тебе верим».

Любопытное преломление обрядов и поверий, связанных с Ильиным днем неожиданно встречается в еще одном празднике, приходящемся на 2 августа – знаменитом дне ВДВ. Перун считался также покровителем воинов – князя и дружины. Поэтому не случайно, что современные воины, славные десантники, свой праздник проводят именно в день Ильи Пророка, перенявшего многие функции древнего славянского громовержца. Вполне объяснимым в этом ключе становится и знаменитое купание в фонтанах. Оно идет с одной стороны от распространенного обычая купаться в последний раз за лето в Ильин день, с другой стороны, как мы помним, вода – стихия, которая находится, по народным представлениям, в ведении Ильи пророка.

Кроме того, можно отметить, что Ильин день повсеместно на Руси считался веселым разгульным праздником. В честь Ильи пророка устраивали обильный пир, не грех считалось и выпить, а мужики в этот день плясали особую пляску в честь Ильи, говорили: «Попляшу Илье пророку». Получается так, что в современной России десантники возродили и сохраняют древние славянские обряды, восходящие еще к воинским мужским культам и почитанию грозного громовержца Перуна, а позднее – могучего Ильи пророка.

Еще один яркий пример сохранения в современном обществе древних обрядов – лесное застолье и гулянье в Троицу. Сейчас оно зачастую воспринимается как веселый пикник, и мало уже кто задумывается, что восходит эта традиция к древним славянским ритуалам, проводившимся в почитаемых священных рощах. Эти ритуалы были связаны с культом растительных сил, почитанием деревьев и духов предков.

Сегодня, как и много веков назад, люди в Троицу обязательно украсят свой дом березовыми ветвями и устроят пир на поляне в лесу.

Древние традиции пришли к нам от предков и позволяют в сегодняшнем сложном мире сохранять свою национальную и культурную самобытность.

Постараемся и мы сохранить их и передать следующему поколению.

2020, Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *