Цикл бесед о русской традиционной народной культуре и региональных историко-культурных особенностях Елецкого края

Июль – Краса лета, середка цвета!

А.А.Пискулин

Месяц душистых ягод, медовых трав. Месяц буйный, пышный, многоцветный!
И хотя в это время у крестьянина дел было невпроворот, про июль говорили: В июле жарко, а расставаться с ним жалко. В июле душно, а расставаться с ним скучно. Июльское приволье — всем раздолье.

Главными июльскими праздниками являются Иванов день Иван Купала и Петров день.

Обряды июля связаны с почитанием солнца, важнейших первородных стихий – воды и огня и, конечно же, растительных сил природы – трав, деревьев, цветов, плодов, священных рощ, так любимых славянами.

Иванову дню предшествовал праздник, который на Руси называли Аграфена Купальница или Аграфена Лютые Коренья. Его отмечали 6 июля. В этот день обязательно купались в реках, озерах, ручьях и прудах. На Руси верили, что на Аграфену Купальницу Бог опускает в воду тепло, а Иван Креститель очищает водоемы от нечисти. Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу; и люди, чтобы приобщиться к ней, купались в реках и озерах, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.

В этот день снимался запрет на сбор трав и цветов с колдовскими и лечебными целями. Отсюда и второе название праздника – Аграфена Лютые Коренья. До этого дня собирать такие цветы и травы было нельзя.

С Аграфены начинали ломать банные веники. Для них использовали не только ветки березы или дуба, но и ольхи, черемухи, липы, ивы, рябины, смородины. Считалось, что веники, связанные в этот день или на Ивана Купалу, обладают особой целительной силой.

А вечером парни и девушки собирались на берегах рек и озер пировать, веселиться до самого утра. Главными яствами были каша и яичница – символы богатства, изобилия и жизненной силы. Девушки собирали травы и цветы для гадания и приворота, пели песни. Например: Я по цветикам ходила, По лазоревым гуляла, Цвета алова искала. Не нашла цвета алова Супротив маво милова. Мой миленочек хорош, Чернобров, душа, пригож!

  • 6 июля – праздник Рождества Иоанна Крестителя. Знаменитый Иван Купала, Иванов день. В народной традиции христианский праздник соединился с языческим празднованием солнцеворота и почитанием природных стихий. Иванов день отмечали как праздник природы, которая к этому времени достигает высшей точки своего расцвета. Празднование начиналось после захода солнца в день Аграфены Купальницы.

На Руси верили, что в Иванову ночь и Иванов день окружающий человека мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открывают людям свои тайны, отдают им накопленные богатства. В праздничную ночь земля обнажает свои недра, показывает клады, в эту ночь можно услышать звон колоколов церквей, которые некогда ушли в землю. Вода приобретает волшебные целительные свойства. Растения наполняются особой магической силой, переходят с места на место и разговаривают друг с другом и с людьми.

В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. Принято было собирать цветы, травы и коренья, их использовали для лечения болезней, для гаданий и ворожбы. Сбор колдовских и лечебных трав был особым ритуалом. Три дня перед Ивановым днем полагалось поститься, молиться и ходить в церковь. Идти за травами надо было рано утром до восхода солнца, прочитав «Божью молитву». Придя на место, обращались к земле с такими словами:
«Земля-мати, благослови меня травы брати». Женщины собирали травы в одних рубахах или полностью обнаженными, с распущенными по плечам волосами.

Девушки собирали определенные травы для гадания, например: Иван-да Марью (или Иваньковский цвет), богатку (цветок со светло-желтой пушистой головкой). Должно было быть двенадцать различных трав, они, по поверью, могли раскрыть судьбу сорвавшего их человека. Для этого  богатку или Иван-да Марью ночью затыкали дома за матицу – потолочную балку. Утром смотрели: распустилась ли богатка пышнее, не завяла ли Иван-да-Марья. Если распустилась и не завяла, человека ждет хорошая судьба. Букет из двенадцати трав девушки клали под подушку в надежде увидеть «суженого-ряженого».

В этот день собирали также колдовские, «ворожейные» травы: плакун-траву, которая изгоняет нечистую силу и открывает доступ к кладам; адамову голову, дающую большую власть над людьми; одолень-траву, помогающую преодолевать разные жизненные трудности и препятствия; разрыв-траву, которая открывает все двери, разрезает железо; девясил, помогающий в любовных делах; намлисей – он защищает в бою, делает воина непобедимым.

Сбор волшебных трав сопровождался магическими действиями и произнесением заговоров. Так, например, корень плакун-травы надо было выкапывать из земли на утренней заре без употребления железа. Выкопав, поворачивались с корнем в руках на восток и читали заговор: Плакун, плакун!Не катись твои слезы по чисту полю, Не разносись твой вой по синю морю.Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам киевским.Утопи их в слезах! Замкни в ямы преисподния! Будь мои слова при тебе крепко и твердо.Век веков!

Среди колдовских трав особенно почитался папоротник. Он, по поверью, расцветал на один миг, ровно в полночь, под Иванов день, в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. Человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе: будет знать все события, которые происходят вдали и вблизи; все колдовские и природные тайны; научится понимать язык деревьев, зверей и птиц; сможет превращаться в невидимку, открывать клады.

Попытка сорвать цветок папоротника считалась делом опасным, так как нечистая сила стремится во что бы то ни стало помешать этому. Идти по лесу нужно было не разговаривая, не оборачиваясь, ни на что не обращая внимание. Нечисть будет пугать человека, напускать всякие страхи. На обратном пути следовало повторять те же предосторожности, так как нечисть будет пытаться отобрать цветок, оборачиваясь то другом, то родственником, то любимой девушкой.

Вообще, ивановская ночь воспринималась в народе, как время, когда активизируется вся нечистая сила. Водяной старается утащить на дно неосторожных купальщиков, Леший заманивает в чащу девушек. Особенно опасными становились колдуны и ведьмы, они портили хлебные поля, отбирали у коров молоко, морочили людей, наводили на них всякие страхи. Чтобы защититься от демонических сил, нужно было читать заговоры. Например: Вы катитесь, ведьмы, За мхи, за болота, За гнилые колоды, Где люди не бают, Собаки не лают, Петухи не поют, Там вам и место!

Все страшное, связанное с ивановской ночью, перекрывалось ощущением радости, красоты и волшебства всего происходящего. Ночь была наполнена любовно-брачной символикой.

Распространенным развлечением ивановской ночи было разжигание костров. Их начинали складывать в день Аграфены Купальницы, зажигали в момент захода солнца и тушили к его восходу. Огонь ивановских костров оказывает очистительное, избавительное, обережное и продуцирующее действие. Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и умножением, с прибавлением жизненной силы у человека. Огонь становился символом жизни. Считалось также, что огонь ивановского костра соединяет брачные пары. Парень и девушка, которые, взявшись за руки, перепрыгнут через такой костер, будут всю жизнь любить друг друга.

До самого утра купались в ивановскую ночь в реках, озерах и прудах. Верили, что во время ивановского купания человек приобретает силу, здоровье, красоту, очищается от всех болезней, снимает порчу и сглаз. Престарелые люди вместо купания обливали себя водой из колодцев. Распространена была традиция париться в банях, которые топили вечером накануне Иванова дня. Воду для банных омовений настаивали на душистых травах, парились веником, в который добавляли ветви плодовых деревьев, травы и цветы. В некоторых местностях России в Иванову ночь купали коней, чтобы они были сильные, здоровые и красивые. Широко распространен был обычай обрызгивать или обливать водой друг друга и всех людей вокруг.

Традиция празднования Иванова дня стойко сохранялась в народе еще в начале XX столетия. К этому времени архаические элементы постепенно уходили, отголоски древних обрядов воспринимались как элементы развлечения, особенно среди молодежи, но многие составляющие праздника сохранялись. По-прежнему в Иванов день знающие люди собирали лекарственные травы. Широко была распространена традиция обливания водой и купания в водоемах. Повсеместно заготавливали душистые банные веники.

И сегодня Иванов день – этот древний праздник не забыт русским народом

Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *