ЕЛЕЦКАЯ РЕКЛАМА

ЕЛЕЦКАЯ РЕКЛАМА

 

     Жизнь общества без рекламы представить невозможно. Она является динамичной, быстро трансформирующейся сферой человеческой деятельности, сопровождающей человека на протяжении веков.  Благодаря рекламе люди узнают о появившихся в продаже новинках или новых видах предлагаемых товаров и услуг. Кроме того, реклама — это часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам.

     В конце ХIХ начале ХХ веков г. Елец являлся торгово-купеческим городом и славился своей мукой, кожами, продукцией пиво-медоваренного завода, кружевами.. Представители купеческих династий Валуйских, Петровых, Кожуховых, Заусайловых, Ростовцевых, Криворотовых, Жаворонковых и др. были хорошо известны в России. Большую роль в продвижении товаров на рынки страны и за рубеж играла реклама. Ее можно было увидеть на страницах газет, на почтовых открытках, на обложках периодических изданий, выпускавшихся в Елецком уезде. Клейма на готовой продукции, фирменная упаковка и тара, печати влиятельных купцов на документах – все это способствовало известности товара и его узнаваемости. Уже тогда в рекламе появились яркие, запоминающиеся слова: «новый», «настоящий», «последний», которые до сих пор составляют основу эффекта рекламной внушаемости. Поистине, реклама становилась «двигателем торговли».  

     Отличительной особенностью города Ельца были многочисленные магазины и лавки. Яркие вывески над входом в магазины или лавки можно было встретить по всему городу. На ул. Орловской находились аптека Бишофа, галантерейный магазин Шилова, магазин Елецкого общества потребителей «Взаимная польза», где можно было приобрести чай, сахар, муку, подсолнечное масло. Название просуществовало до 1911г., когда его приобрел Иванов Тихон Николаевич и устроил здесь Рейнский погреб с черноморскими винами. Магазины часто меняли имена своих владельцев.

   Большой известностью в городе пользовались «Красные ряды», размещавшихся в просторных одноэтажных каменных зданиях и расположенных на Красной площади. Вели в них торговлю дорогими товарами.

      Улица Торговая почти вся состояла из торговых помещений. Здесь находились мануфактурные магазины Богомолова, Савельева, галантерейные Бирштейна и Николаева, обувные Марковского и Трояновского, мебельный Юдкина, табачный Криворотова, магазин готового платья Левинсона, железоскобяных товаров Лагутина, Барбашина, грибная лавка Щербатова, музыкальный магазин Фирковича… Казалось, весь город живет торговой жизнью.

    Как и сегодня, в елецких магазинах существовала система распродаж. Одно из таких рекламных объявлений было помещено на обратную сторону открытки с видом Знаменского женского монастыря.   Для рекламы своих товаров некоторые ельчане, такие как владелец писче-бумажного магазина В.Пузевский, провизор И.Макаров издавали в большом количестве почтовые открытки с видами Ельца, которые попадая в другие города России служили дополнительной рекламой елецким производителям.

  Уже в конце XIX – начале XX веков у потомственного купечества появились новые увлечения – театр, музыка, спорт. Ельчане посещали музыкальные концерты и спектакли, гулянья в городском саду Вольного пожарного общества, конные бега. Об этом рассказывают многочисленные программы и программки, которые были напечатаны в типографиях Дома трудолюбия, городских газет, частных лиц, владельцев писчебумажных магазинов и типографий. Одно из объявлений о постановке спектакля в Ельце уникально. Оно напечатано на золотистом шелке, издано в паровой типографии товарищества А.И.Полякова и экспонируется впервые.

     Кроме фотоателье «Анели» Клименко, в Ельце были и другие подобные первоклассные заведения: например, фотоателье Антонова, Р.Кунце, М..Румянцева. Это были лучшие мастера светописи, на обороте фотографий замысловатые паспарту с растительным рисунком и непременно с фамилией фотографа.

     Таким образом, в торговой и культурной жизни Ельца XIX начала XX веков реклама являлась одним из важнейших компонентов. Уже в ту пору она была разнообразной: вывески, этикетки, фирменная посуда в аптеках, фирменные знаки владельцев, упаковочный материал. Как и сегодня, ее цель – заинтересовать покупателя. Но если сейчас в рекламе главное – текст, демонстрирующий достоинства товара, то в XIX – начале XX веков главным было указание на имя владельца товара. Производитель или собственник старательно следили за качеством продаваемого товара, зная, что в этом успех  торговли.

                                                                                                                                                                                                                                                      Семенец Т.

 

 
2015, Новости, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *