ФОТОГРАФ ИЗ ЕЛЬЦА Н. А. ПЕТРОВ (к 140-летию со дня рождения)

Фотография прочно вошла в нашу жизнь. Творческий процесс нахождения композиции и момента съемки увлекателен. В своем развитии этот вид искусства претерпевал различные изменения, появлялись новые направления. Во второй половине ХIХ века главным качеством светописи (а именно так с греческого языка переводится слово «фотография» — «пишу светом») являлась степень сходства объекта съемки со снимком. Фотографы ориентировались на документальность, реализм, что было характерно для этого периода времени. Однако, на рубеже веков в художественной светописи возникло новое направление, получившее название пикториализм  (в английском языке – «живописный»). Сторонники этого направления отстаивали приоритет творческой личности, а творческим ориентиром для них служил импрессионизм. Фотографы старались ярче отразить в своих работах те черты, которые сближали бы их с живописью и графикой. Созданные пикториалистами произведения, наполненные глубоким чувством, заставляли зрителей думать, радоваться и сопереживать. История сохранила имена многих известных фотографов-пикториалистов. Одним из них был Н. А. Петров, посвятивший свою жизнь фотографии как искусству.                     

          Николай Александрович родился 6 сентября 1875 г. в г. Ельце Орловской губернии в семье почетного потомственного гражданина         А. А. Петрова. Купцы первой гильдии Петровы торговали зерном, мукой собственного производства, имели салотопенные и мыловаренные заводы, но главным делом жизни четырех поколений этой семьи стало строительство в Ельце величественного Вознесенского собора, «Малого Исаакия», как называли его в горожане, сравнивая с грандиозным Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.

         В имении Петровых, расположенном на окраине Ельца, останавливались архитектор А. В. Каминский – автор проекта соборного трехъярусного иконостаса из резного золоченого дерева, художники А. И. Корзухин и К. В. Лебедев, занимавшиеся росписью Вознесенского храма.     Здесь можно было встретить знаменитого архитектора Ф. О. Шехтеля, украсившего дом Петровых нарядным кокошником и сделавшего проект – чертеж зимнего сада. По его же рисунку построили и беседку в большом красивом, ухоженном парке с яркими цветущими клумбами, замечательными двухуровневыми прудами, романтическими мостиками и рукотворным островом. Повсюду, по воспоминаниям дальнего родственника Петровых писателя М.М.Пришвина, чистота была необыкновенная. Во многом, красота парка была заслугой Николая Александровича.

          Брат Николая Александр был старше его на четырнадцать лет. Отец очень любил младшего сына и поощрял его увлечение фотографией. На творческих натурах братьев немало сказывалась домашняя обстановка. В гостях бывали известные деятели культуры, среди них русский композитор С. В. Рахманинов. Закончив училище в Воронеже, Николай поступил в Рижский политехнический институт на сельскохозяйственное отделение. В 1900 году он получил специальность агронома. В Германии в г. Карлсруэ он изучал химию, микробиологию и, конечно, фотографию у профессора Ф.Шмидта. Полученное еще в Ельце при домашнем воспитании знание французского, немецкого, а затем и английского языков, ему очень ему пригодилось.

       В1903 году он переехал в Киев, где в то время работали выдающиеся художники — В.М.Васнецов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, который по матери, урожденной Ростовцевой, приходился Петровым дальним родственником. В 1905 году Н.А.Петров начал преподавать в Киевском политехническом институте на кафедре ботаники и ввел факультативом курс фотографии.

        В Киеве начался расцвет творчества фотохудожника. Еще второкурсником он дебютировал в 1896 году на фотовыставке в Риге, где ему вручили высшую награду — золотой жетон. В Киеве он вступил в фотографическое общество «Дагерр», которое возглавлял с 1906 по 1911 год. С 1912 года заведовал художественным отделом в журнале «Вестник фотографии». Тогда же он публиковал в журнале программные статьи о фотографии как одном из методов изобразительного искусства.  В 1912 году Николай Александрович выпустил в Германии книгу «Художественная фотография в России». В Англии в 1913-м вышла в свет новая его книга — «Пикториальная фотография в России». «Каждый снимок, — писал Н. А. Петров,— каков бы он ни был, в большей или меньшей степени носит следы индивидуальности фотографа, и если снимок лишен художественных достоинств, то причиной этого является не бездушность аппарата, которым он снят, а бездарность фотографа, или его художественное невежество, или, наконец, его недостаточное знакомство с фотографической техникой».

       Рабочим инструментом в его руках стал свет, который помогал создавать образы в рембрандтовской манере. Лицо или вся фигура человека выступает из коричневой темноты, свет частично падает на него только частично, подчеркивая характерные черты и жест модели, усиливая напряжение складками одежды. Таковы: «Князь Е.Н.Трубецкой» (1904), «Д.А.Абуладзе», «Читающая у окна» (1907), «Оля Петрова» (1908) и многие другие произведения.

       Н. А. Петров был подлинным мастером психологического фотопортрета. Ему принадлежат монографии о выдающихся русских и иностранных фотомастерах. О своих соотечественниках он излагал подробно: о С.А.Лобовикове из Вятки, о С.А.Саврасове, племяннике знаменитого пейзажиста, об А.Трапани. С 1914 года мастер светописи состоял в творческой группе «Молодое искусство». В 1909 году Н.А.Петров  был избран  членом-корреспондентом Дрезденского фотографического общества, позже членом-корреспондентом Гамбургского общества ревнителей фотографии. 30 января 1913 года стал почетным членом Российского фотографического общества.

      После революции профессор Н.А.Петров был одним из ведущих педагогов фотодела в киевских вузах. С 1916 года он являлся сотрудником Кабинета научно-судебной экспертизы при прокуратуре Киевской судебной палаты. Ему принадлежит ряд оригинальных открытий в 1920–1930-е годы в НИИ судебных экспертиз. Им был разработан способ восстановления стертых текстов и подписей, что очень важно в проведении экспертиз. Несмотря на большие заслуги и авторитет, в 1930 году в «Киногазете» появилась статья П.Цвилого «Оппортунизм в Киевском киноинституте». Автор публикации утверждал, что Н.А.Петров не отвечает требованиям времени.

      В 1936 году известного фотографа настиг инсульт. Нашего земляка глубоко травмировали катастрофа 1917 года, крушение жизненных устоев, усиливающиеся репрессии, преследование семьи старшего брата Александра. Умер Н.А.Петров 9 апреля 1940 года.  Уже после его смерти знаток истории фотографии Л.Волков-Ланит писал, что Н.А.Петров был учителем многих советских фотохудожников. Его учениками являлись известные впоследствии мастера — И.Бохонов, П.Новицкий.

      К 140-летию выдающегося русского фотографа-пиктуриалиста Н. А. Петрова в городском краеведческом музее 5 сентября в 10 ч.открывается новая тематическая выставка, знакомящая с жизнью и творчеством известного земляка. Приглашаем на выставку ельчан и гостей г.Ельца!

 

Т.А.Семенец,

ст. научный сотрудник городского краеведческого музея.

2015, Новости, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *