История одного экспоната. Картина Хариса Якупова «Елец. 9 декабря 1941 года»

В канун юбилея Победы мы хотим поближе познакомить Вас с художественным произведением, имеющим непосредственное отношение ко Дню освобождения Ельца от немецко-фашистских захватчиков. Это картина Хариса Якупова «Елец. 9 декабря 1941 года».

Но нам интересен не только сюжет картины, а и личность самого художника, и вот почему.

Харис Абдрахманович Якупов — На­род­ный ху­дож­ник Та­тар­ста­на и СССР, действи­тель­ный член Ака­де­мии ху­до­жеств РФ. Твор­че­ство Яку­по­ва — это це­лая эпо­ха в та­тар­ской ху­до­же­ствен­ной куль­ту­ре. Кол­лек­ция произведений Х.А. Яку­по­ва в националь­ной ху­до­же­ствен­ной га­ле­рее насчиты­ва­ет по­ряд­ка 300 ра­бот 1940-2000-х гг. Это и жи­во­пис­ные произведения, рас­кры­ва­ю­щие его ху­до­же­ствен­ное свое­об­ра­зие и твор­че­скую сво­бо­ду, и уни­каль­ное со­бра­ние гра­фи­ки во­ен­ных лет.

Же­ла­ние ри­со­вать по­яви­лось у Яку­по­ва в ран­нем воз­расте: он пе­ре­ри­со­вы­вал по­нра­вив­ши­е­ся кар­тин­ки из жур­на­лов и книг, про­да­вал свои ри­сун­ки на ба­за­ре, по­мо­гая неболь­шим сво­им за­ра­бот­ком мно­го­чис­лен­ной се­мье. Од­на­ж­ды на ули­це он уви­дел худож­ни­ка за моль­бер­том, и по­нял, что это и есть его при­зва­ние. Он лег­ко сдал эк­за­ме­ны и по­сту­пил в Ка­зан­ское ху­до­же­ствен­ное учи­ли­ще. В ян­ва­ре 1940 года, с пя­то­го кур­са, Якупов, а с ним еще де­сять од­но­курс­ни­ков были при­зва­ны в ар­мию, ди­плом­ные ра­бо­ты были за­чте­ны по эс­ки­зам.

22 июля 1941 года мо­ло­дой боец уже участ­во­вал в бою в составе 148 стрелковой дивизии под командованием полковника Ф.М.Черокманова. Как вы уже поняли, декабрь 1941 г. 148-я дивизия встретила в городе Ельце.

Ситуация на фронтах в конце осени 1941 г. складывалась критически. На некоторых участках гитлеровские офицеры уже в бинокли рассматривали пригороды столицы. Но тогда, как это уже не раз бывало в истории, на пути врагов, шедших на Москву, оказался Елец. 4 декабря 1941 г. Елец был захвачен врагом. В городе начались расстрелы и бесчинства. А 6 декабря войсками Красной Армии было начато проведение уникального наступления, вошедшего в историю под названием «Елецкая операция». Она явилась составной частью битвы за Москву. Уникальность ее состоит в том, что здесь части Красной Армии после длительных отступательных боев нанесли неожиданный для врага удар без предварительной паузы, необходимой для подготовки наступления. Этот удар оказался для гитлеровцев настолько неожиданным, что они начали поспешное отступление. За 10 дней, которые длилась «Елецкая операция», враг был окружен, как планировалось, и разгромлен. Основные итоги операции – было освобождено более 8 тыс. км2 оккупированной территории, 400 населенных пунктов, первым из которых стал Елец – крупный железнодорожный центр. Елецкая операция положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне и во многом способствовала окончательному разгрому группы Гудериана. Эта победа укрепила уверенность в том, что враг будет разбит.

В боях за Елец принимали участие три стрелковые дивизии 13-ой армии Юго-Западного фронта: 148 – вела основные бои, 143 – освобождала ж/д узел, 132 – наносила удары в направлении с. Казаки. Воины 148-й стр. дивизии под командованием полковника Ф.М. Черокманова 7 декабря отвоевали восточную окраину города, пос. Ольшанец, кожевенный завод и аргамаченскую слободу. 8 декабря дивизия вела уличные бои уже в центре города, освобождая его квартал за кварталом. 9 декабря 1941 г. враг был окончательно выбит из Ельца, а эта дата вошла в историю нашего города.

Все эти события не только происходили на глазах нашего героя, художника Хариса Якупова, он сам являлся их непосредственным участником – одним из освободителей Ельца.

 Воз­мож­ность хотя бы урыв­ка­ми за­ни­мать­ся ри­со­ва­ни­ем по­яви­лась у Яку­по­ва здесь в де­каб­ре 1941 года. Сна­ча­ла он ри­со­вал толь­ко но­чью, от­ры­вая ми­ну­ты ото сна, но од­но­пол­чане, уви­дев ри­сун­ки, под­дер­жа­ли мо­ло­до­го ху­дож­ни­ка. В по­ле­вой сум­ке все­гда на­го­то­ве ле­жа­ли са­мо­дель­ный аль­бом и ка­ран­даш. Одним из таких рисунков стал сюжет, который вы видите перед собой.

Всего со­хра­ни­лось око­ло 250 ри­сун­ков, они яв­ля­ют­ся сей­час бес­цен­ны­ми ху­до­же­ствен­но-до­ку­мен­таль­ны­ми сви­де­тель­ства­ми во­ен­но­го вре­ме­ни. Фрон­то­вые до­ро­ги Яку­по­ва про­шли че­рез Ста­лин­град­ское сра­же­ние, Кур­скую дугу, Львов, Поль­шу, Гер­ма­нию, Че­хо­сло­ва­кию. Он был на­граж­ден ор­де­на­ми Оте­че­ствен­ной вой­ны II сте­пе­ни и Крас­ной Звез­ды и ме­да­лью «За бо­е­вые за­слу­ги». День По­бе­ды Яку­пов встре­чал в Пра­ге, а за­тем было воз­вра­ще­ние до­мой, в род­ную Ка­зань.

На­ча­лась мир­ная со­зи­да­тель­ная жизнь. Это были годы пло­до­твор­ной твор­че­ской ра­бо­ты, и в 1948 году со­сто­я­лась пер­вая пер­со­наль­ная вы­став­ка, где мо­ло­дой жи­во­пи­сец за­явил о себе как зре­лый ма­стер и про­фес­си­о­нал. В 1958 году за ил­лю­стра­ции к та­тар­ским на­род­ным сказ­кам ху­дож­ни­ку при­суж­де­на Го­су­дар­ствен­ная пре­мия. В 1963 г. было при­сво­е­но зва­ние на­род­но­го ху­дож­ни­ка РСФ­СР. А в 1980 г. – звание «Народный художник СССР».

Хариса Якупова по праву можно назвать певцом героической темы в искусстве. В своих работах он восхищается передовыми людьми, их боевым и трудовым подвигом, духовной силой и физической красотой. В своем творчестве художник продолжает традиции русского и советского реалистического искусства.

 Скончался художник в 2010 г. на 91-м году жизни. Х.А.Якупов прожил яркую, полную творческих исканий жизнь. Как педагог и наставник он дал путевку в жизнь целой плеяде талантливых художников республик Поволжья. Его последняя юбилейная выставка (к 90-летию) показала одаренного, плодотворного, многогранного мастера и его богатое наследие — благодарные ученики и талантливая семья, 14 членов которой стали художниками.

Итак, предлагаю вам обратить внимание на представленное полотно.

Перед нами произведение станковой живописи размером 155х200 см, выполненное в живописной технике маслом на холсте.

Полотно было создано в 1975 г. по просьбе ельчан. Из воспоминаний художника мы знаем, что Харис Якупов был приглашен в Елец на празднование 25-летия освобождения города как участник событий. Узнав, что он художник, ельчане попросили его написать картину о боях за город. 20 марта 1976 г. эта картина была закуплена у автора Министерством культуры РСФСР специально для Елецкого краеведческого музея, где она и хранится (2500 руб.). Много лет полотно занимало почетное место в экспозиции одного из залов Великой Отечественной войны. В 2005 г. это художественное произведение (подлинник) городские власти хотели разместить к празднованию Дня освобождения Ельца у Каракумского моста, под открытым небом. Музейным работникам удалось отстоять неповторимое полотно, и у моста был размещен баннер (фотокопия). В 2011 г. картина «Елец. 9 декабря 1941 года» приняла участие во временной выставке «В белоснежных полях под Москвой» в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в городе Москве. В настоящее время полотно находится в запасниках музея и будет обязательно представлено в экспозиции, как только закончится ремонт второго этажа.

Название картины менялось со временем. Сам художник в своих воспоминаниях называет ее «Освобождение Ельца» или «Елец. Декабрь 1941 года». В учетной документации Елецкого краеведческого музея значится название «Елец. 9 декабря 1941 года».

Повествовательный сюжет картины прослеживается четко. Мы видим переломный момент освобождения города Ельца. Точка просмотра находится на берегу реки на возвышении, в Засосенской части города. Для того, чтобы как можно полнее и ярче раскрыть заданную тему, художник выбрал для изображения район Каракумского моста, переправу советских войск через реку Быструю Сосну.

Визуально картину можно разделить на три плана: передний, средний и задний.

На переднем плане мы видим группы людей, они четко разделены. Весь левый угол посвящен советским солдатам: это хорошо вооруженная, бравая пехота, некоторые в маскхалатах, также в левом углу узнаваемая советская военная техника и разбитая, сгоревшая боевая техника врага; справа, к нам лицом, в зеленых шинелях пленные немцы: изможденные тяжелыми боями, не привыкшие к русским морозам, закутанные от холода в женские шали и шарфы – они выглядят жалко. С правого края небольшая группа гражданского населения: в основном, это женщины с маленькими детьми. Ельчане, направляющиеся в эвакуацию, вероятно, оставшиеся без крова в результате страшных артобстрелов, которые сопровождали освобождение города. Эта группа выделяется яркими красками, что еще напоминает нам о мирной жизни, погубленной страшной войной.

Большинство фигур людей изображено в движении. Такой прием делает зрителя соучастником событий.

Средней план представлен взорванным мостом, рекой и нижней переправой. Разрушенный мост обращает на себя особое внимание, достигаемое изобразительными средствами: темными красками, которые использует художник. Мост – это своеобразная городская артерия, обрезанная войной. Он играет роль символа — отрезанная дорога туда, где еще пылает война. Ту же разделительную функцию несет в себе и река – вода, смывающая грязь разрушений. По нижнему мосту идут на запад русские танки Т-34.

На заднем плане, на противоположном берегу реки, различимы площадь, впоследствии названная площадью Победы, русские «катюши», наводящие панический ужас на врага, городские строения, из которых выделяется на фоне черного неба и зарева пожаров Сретенская церковь. Яркие купола этого храма, ныне потерянного, говорят об историческом и культурном значении Ельца.

Решающее значение в формировании первого впечатления у зрителя имеет принцип организации художественного пространства и выбор колорита. Если композиционной доминантой картины является темный мост, то композиционным центром становится храм и зарево пожара. Это точка перспективы и яркое цветовое пятно. Багряный горизонт является и смысловым центром, если вспомнить, что цель художника — изобразить Великую Отечественную войну.

В целом, живописец использует холодные, серо-сиреневые, серо-зеленые цвета, передающие тревожность, напряженность момента. Колорит картины можно разделить на светлые тона переднего плана (там, где образно наступил мир) и темные тона заднего плана (там, где еще идет война).

Для выразительной передачи изображаемого необходим соответствующий композиции эффектосвещения. В зависимости от степени освещения, от взаимоотношения световых и теневых участков картины, зритель направляет свой взгляд на определенные участки картины. Самое темное и самое светлое пятно – притягивает к себе взгляд. Темным пятном, как уже говорилось, является разрушенный мост, а светлым – заснеженный путь в центральную часть города – елецкая «дорога жизни».

Зритель как бы вовлекается во взаимодействие с изображенным на картине, движение его взгляда направлено по этой дороге. Картинное пространство создано глубоко, иллюзия пространственной глубины достигается за счет четко выстроенной перспективы, различия в размере изображенных фигур, показе объема предметов, с помощью градаций цвета.

Степень натурализма в изображении весьма высока.

На основании анализа произведения мы можем сделать вывод, что эта картина принадлежит к историческому жанру.

Данное художественное полотно производит на зрителя большое впечатление. Оно в полной мере напоминает о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа, вынесшего на себе основную тяжесть борьбы с фашизмом.

с.н.с. МБУК «ЕГКМ» А.Ю. Шебалова

#ПамятьПобеды, История одного экспоната, Музей онлайнPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *