История одного экспоната. Предметы вооружения

Продолжаем знакомиться с предметами вооружения XIII – XV вв., хранящимися в фондах Елецкого краеведческого музея.

Памятники эпохи Елецкого княжества богаты находками предметов вооружения, изучение которых занимает немаловажное значение. Так, например, с территории памятника у поселения Аргамач-Пальма происходят различные предметы, входившие в состав амуниции елецкой дружины. Рассмотрим их поподробнее. 

Колчанные крюки. Один из них наиболее полной сохранности, в виде прямоугольной пластины. Элементами декора пластины служат врезные линии, сквозное отверстие, головка самого крюка оформлена в виде головы дракона.

Внешний вид второго колчанного крюка показывает значительные утраты, в основе находится рамка, придававшая ему изящность, крючок украшен двумя параллельными прорезями, имитирующими зооморфную голову.

К предметам амуниции для управления конем относят шпоры, удила,  распределитель конской упряжи.

Для шпор, найденных на территории бывшего елецкого княжества характерны расширение душки в надпяточной части, надпяточный козырек, наличие петель в виде сдвоенных отверстий для прикрепления разъединенных верхнего и нижнего ремешков, а также длинный держатель звездочки. Шпора, изображенная на фото, имеет  практически полную сохранность и датируется второй половиной XIV – первой половиной XV вв.

Распределитель конской упряжи, круглый, выкованный из пластины толщиной 0,2 см., с выступающими тремя декоративными полуовальными отростками. Распределитель трехсекторный, мог располагаться в лобной части упряжи коня.   

Удила обычно состояли из двух подвижных звеньев и двух колец. Это наиболее распространенный тип псалий (части уздечного набора), особенно начиная с XII-XIII вв.

Отдельно можно рассмотреть наременные накладки, которые связывают с конской упряжью, и с бытовой амуницией воина. Представлены несколько бронзовых накладок, которые крепились к ремню при помощи штифтов. Все накладки прямоугольной формы и имеют в виде декора растительный орнамент.

Фрагмент бронзовой объемной накладки прямоугольной формы с выступающими по краям бортиками, конец XIV-начала XV вв. Внешняя поверхность декорирована растительным орнаментом.

Накладка объемная бронзовая  прямоугольной формы в основании с двумя петельками, конец XIV-начала XV вв. Накладка декорирована неясным растительным узором. Имеет 4 штифта для крепления.

Накладка бронзовая прямоугольной формы. Наконечник ремня, короткий, объемный, без привесок. Имеет выемчатое (фестончатое) основание и треугольное окончание, по краям  возвышающиеся бортики. Поверхность декорирована растительным орнаментом, с обратной стороны находятся три заклепки.

Подавляющей количественно частью ордынского войска была конница. Основным оружием нападения ордынцев справедливо считается лук со стрелами. Длинные монгольские стрелы с очень крупными наконечниками и красными древками, пущенные из таких луков, летели чуть ли не на километр, на расстоянии же в 100 м или несколько более — предел прицельной стрельбы — пронизывали человека насквозь, нанося огромные рваные раны; снабженные же граненым узким либо долотовидным наконечником, пробивали пластинчато-нашивной доспех не очень большой толщины. Кольчуга же служила от них очень слабой защитой.

В фондах музея хранится один из наконечников стрел. Предположительно  относится к монгольскому периоду. Данный тип наконечника был типичным для Монголии, Узбекистана и Северного Китая.

А данный вид наконечников распространен крайне широко был характерен для всей территории Руси и Европы. Отличие ордынских и русских наконечников наглядно прослеживается.

После  грабежа 1395 года войска Тамерлана разъехались по елецкой земле, убивая и грабя, уничтожая имущество мирных жителей. Простояв еще несколько дней под Ельцом и предоставив отдых своему войску, Тамерлан решил больше не предпринимать в этом году походов на другие русские города. Известно, что он самостоятельно принял решение об изменении маршрута своего дальнейшего продвижения. Данное действие объяснялось многими причинами. Основными среди них являются:

  1. На опыте сражения под Ельцом, Тамерлан пришел к выводу, что дальнейшее его продвижение с многочисленным войском будет встречать подобное ожесточенное сопротивление со стороны смелого и мужественного русского народа;
  2. В то же время Тамерлану было донесено, что русские люди живут очень бедно и скромно, и что здесь ему не удастся пополнить свое богатство, как это было при походах на Индию и Египет;
  3. Советники Тамерлана не рекомендовали ему продвигаться далее на север в осенне-зимнее  время, т.к. ему будет сложно, одетому по-летнему, сражаться во время сильных снежных морозов, а конница не сможет продвигаться по глубокому снегу;
  4. Кроме того, до Тамерлана дошли слухи, что нарастает недовольства среди его подданных в глубоком тылу, создавая угрозу его могуществу;
  5. И самая невероятная версия, которая бытует из века в век, связана с божественным провидением. Существует легенда о видении Тамерлану после захвата Ельца Пресвятой Богородицы. Захватив Елец, Тамерлан расположился на аргамаченской горе, чтобы дать отдохнуть своему войску, утомленному упорным сражением с ельчанами. Уставший татарский предводитель задремал, и во сне ему явилась Божия Матерь с небесным воинством. Устрашенный видением, Тамерлан повернул обратно и спешно покинул русские земли. В честь этого события была написана икона Божией Матери «Елецкая».

Тем не менее, какая бы версия не  была бы верна, но 26 августа 1395 года Тамерлан решил повернуть свои войска на юг, к Азову, а потом к устью Волги и далее на восток.
Опустошительные набеги монголо-татар продолжались и в XV веке. Но к 1480 году Золотая Орда ослабела, и Русь смогла окончательно освободиться от золотоордынской зависимости, что стало одной из главных исторических побед русского народа.
Монголо-татарское нашествие принесло неисчислимые бедствия не только елецкой земле, но и всему русскому народу. Монголо-татарское иго привело к гибели огромных материальных и духовных ценностей и на полтора столетия задержало экономическое и культурное развитие Руси.

Материалы предоставлены
научным сотрудником краеведческого музея А.А.Бурдаковой.

#ИнтересноЗнать, 2020, История одного экспоната, Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *