Из истории почты

    Почта в настоящее время является неотъемлемой частью нашей жизни. Её история начиналась с обмена известиями.  На Руси вести передавали с древнейших времен.  В 1266г. появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. В качестве писем в XI-XV вв. использовались  берестяные грамоты. Татарские нашествия приостановили развитие почты. Русские позаимствовали у татар новое название почты — ямская гоньба  (обслуживала внутренние линии). Ее развитие начинается с конца XVв. Регулярная почта была организована при царе Алексее Михайловиче в 1666 году. Для того, чтобы почта могла функционировать, населению предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков, а места их расположения назывались ямами. Роль почтальонов, их тогда называли «почтарями» исполняли служилые люди. Эту роль исполняли стрельцы, пушкари, дворяне, «дети боярские». Были своеобразные почтовые станции – «вестовые станицы» из 4-6 человек. Почтарям за счет казны выдавались 2 коня, городским гонцам давалась особая подорожная грамота,  им приходилось пользоваться услугами ямщиков.  

  Развитию почты уделял большое внимание Петр I. В к.XVIIв. в связи с планируемым  новым походом, он в 1695г. организует новую почту. Одна из её ямских станций была в Ельце.  Ямщики перевозили тогда не только почту, но и путников. Елецким же ямщикам было приказано гонять без прогонных денег (предварительной оплаты расходов), которые им потом возмещались. В 1700г. Петр I вновь обращает внимание на Елецкую почту, в связи с решением создать почтовую линию от Москвы до Воронежа. Он упоминает Елец в разрядном приказе от 26 апреля 1700г. Причем заниматься почтовым делом должны были лучшие люди в уезде. По царскому указу за нарушения предусматривались самые суровые меры. За  промедление в пути неисправному возчику грозила смертная казнь. В XVIII в. почтовые линии подходят и к Ельцу. В 1775г. была учреждена Елецкая провинциальная почтовая контора. В 1782г. наместническое правление утвердило предложения Орловского губернатора по новому учреждению почт. На тот момент  почмейстеры были только в пяти уездах губернии, среди которых был и Елец. Теперь почта должна была отправляться строго в назначенные дни и часы. Её работа была четко оговорена. Письма в Орел из Елецкого уезда доставлялись следующим образом: из Ельца в Ливны первую почту отправляли во вторник в 8 часов утра, а в 5 часов вечера она уже должна была быть доставлена. Из Ливен её везли в Малоархангельск, выезжали в 5 часов утра, из Малоархангельска – в среду в 7 часов утра. В   эту же среду письмо должно было быть в Орле. 

  Почтовые станции содержали не только ямщики, но и однодворцы, крестьяне и все казенные малороссияне и войсковые обыватели.  С них по числу душ одну пару лошадей доставалось  содержать 4500 душам. За исполнение этой задачи отвечали местные исправники. Организация функционирования почтовой службы стоила недешево. Так на тракте Орел-Елец только аренда почтовой станции доходила до 450 руб.  в год.  

  Почту, как и сейчас, доставляли почтальоны. Им полагались малые кожаные сумки, большая кожаная сумка для ординарной почты в телеге, хорошая упряжь, при всякой паре лошадей сани.  На местных линиях они чаще всего от города до города ходили пешком. Дни и время отправки почты в последующем не раз менялись. Через Елец проходила и «генеральная московская почта». Это подтверждается и указом.Екатерины II 1791г.: «…бывший прием в пятницу в города Малоархангельск, Ливны и Елец, да туда, куда по сему тракту генеральская московская почта везется …».(ГАОО.Ф.826. Оп. 1Д.738.Л.1)

   Особое место в истории почты занимают специальные почтовые печати. Они вводятся на рубеже XVII-XVIII вв. сначала на "немецкой", а затем и на ямской почтах. До конца XVII в. в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля — оттиск краской на каждом отдельном письме. В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации. С 1773г. русская служба повсеместно принимала для пересылки векселя и деньги. В оборот вводятся новые термины: эстафета, куверт (конверт), постпакет, почтовый колокольчик, тройка. В 1782г. "немецкая" и ямская почты ликвидируются. Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. С 1830г. почтовые учреждения делились на разряды, губернские – на 3 класса, уездные на четыре. Во главе всех контор находились почтмейстеры. Нередко статус контор менялся, была возможность переводить их в более высокий класс. В 1878г. Елецкая почтовая контора по распоряжению директора почтового департамента из отдела «В» первого класса была переведена в более высокий отдел «Б». Она, как и другие почтовые конторы, отделения и станции имела собственные средства доставки корреспонденции. Стоит отметить, что станции, которые принимали и передавали корреспонденцию, своих почтовых лошадей уже не содержали, а   передавали её с проезжими почтами. Почты, которые хорошо исполняли свою службу и были образцом для других, называли  станциями. На них была введена должность содержателя, известная впоследствии под названием "станционный смотритель".

  Кроме государственных были еще и “вольные почты”, которые с 1831г. обслуживали клиентов, перевозили разные виды почтовых отправлений. На тракте Орел — Елец с 1861 г. тоже действовала вольная почта, на участке Ефремов-Елец-Задонск. С 1838г. по почте стала осуществляться доставка газет. На почтамте появилась специальная должность — “газетоносец”. А в 1846г. и в Ельце и уезде можно было подписаться на местную газету. В 1848г. на всей российской почте были введены маркированные конверты.

  Крестьянская реформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения. Земская почта Елецкого уезда создана в январе 1874 года. Она осуществляла отправку корреспонденции два раза в неделю   по 4 трактам из уездного центра г. Ельца в 32 пункта земских почт, где были установлены почтовые ящики. Пересылка частной корреспонденции оплачивалась введенными земскими почтовыми марками в 3 копейки, а позже номинал марок был увеличен до 5 коп. В Орловской губернии только три уезда из 12-ти выпускали марки земской почты – Елецкий, Ливенский и Малоархангельский. На елецких марках был изображен уездный герб.

  В мае 1872г. Российская почта издает первое “открытое письмо”.

  В конце XIX столетия получила большое распространение Земская почта. Она существовала во многих уездах, была продолжением государственной почтовой сети, и довозила корреспонденцию до таких мест, куда не добирался государственный почтарь. Работа почты регламентировалась законами, существовал почтовый устав. В 1884 году Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел. К концу XIX столетия практически все районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

  После революции 1917г. был создан Народный Комиссариат связи СССР. С его появлением значительных изменений в работе почты не произошло.

  В годы НЭПа потребности населения в почтовых услугах значительно увеличились, а существующая была сеть не в состоянии их удовлетворить. В связи с этим в 1924г. появляются особые кольцевые почтальоны. 4 раза в неделю они объезжали на гужевом транспорте деревни и села, в которых не было стационарных почтовых отделений, собирали и раздавали корреспонденцию. Кольцевые почтальоны обязаны были продавать жителям, как и письмоносцы, марки, почтовую бумагу, конверты. Газета «Орловская правда»  за 13 июня 1925г. писала, что летом 1925г. кольцевые почтальоны отправлялись в путь два раза в неделю, транспорт в половине случаев предоставлялся местными властями – волисполкомами, в остальных – конно-почтовыми станциями Елецкой почтово-телеграфной конторы. Лошадей не хватало, прибыли кольцевые почты не приносили, а объем корреспонденции все время рос. В 1925 г. в уезде проживало 399.604 жителя в 644 селах, объединенных в 175 сельсовета и 11 исполкомов. Жителей уезда обслуживала районная почтово-телеграфная контора, которая состояла  из 7 почтово-телеграфных отделений, 6 почтовых, двух вспомогательных пунктов и шести почтовых агентств. Кроме перечисленных 22 стационарных почтовых пунктов, по 11 трактам, проходившим через Елецкий уезд, была организована передвижная почта. В составе передвижных почтовых отделений имелись две прямые почты, три внутриуездные кольцевые почтовые отделения, 6 внутриволостных кольцевых почтовых отделений действовали на территории 10 волисполкомов, связывая почтовой связью 95 сел. Общая протяженность маршрутов передвижной почты составляла 589км. По расчетам губернской рабоче-крестьянской инспекции почтовыми услугами было охвачено 75 % населения Елецкого уезда (Орловская правда. 1925, 18 апреля).

  Изменения, происходившие в развитии страны, так или иначе влекли за собой определенные изменения и в почтовой службе. Во время НЭПа  было закрыто много почтовых учреждений. В период первого 5-летнего плана  (1928 — 1933 гг.) число почтовых учреждений вновь увеличилось.

  Функции почты постоянно расширяются и с января 1934г. в её обязанности вошла выплата пенсий и пособий посредством почтовых переводов. В 1930-е гг. перевозку почт по трактам с регулярным автомобильным сообщением (сюда входил и Елецкий край) взял на себя Союзтранс, ускорилась доставка за счет повышения технического обеспечения почты. В 1939г. были введены единые нормативы частоты движения и доставки почты, приняты новые “Правила почтовой эксплуатации”.

  В годы Великой Отечественной войны почта перестраивает свою работу, учитывая новые условия. С 17 октября по 1 декабря 1941 г. Орловское областное управление связи размещается в Ельце, затем на две недели переезжает в Липецк, но 15 декабря вновь возвращается в Елец, где и работает до 1 июля 1942г. Трудно переоценить значение и роль почты в период войны. На начало 1942г. в Ельце было 15 агентств и отделений, которые ежедневно отправляли корреспонденцию. В январе 1942г. они получили дополнительное оборудование: почтовые ящики для города и села, весы, железные шкатулки, сундуки, разносные нагрудные сумки для почтальонов.

  Изменения стали происходить позже под влиянием технологических и технических достижений, которые позволяют все более автоматизировать и механизировать процесс. Повсеместное внедрение Интернета в жизнь людей в конце прошлого столетия — открыло для почты новые возможности. В настоящее время Елецкий почтамт является филиалом УФГПС Липецка. Он обслуживает население г. Ельца, Елецкого, Становалянского и Измалковского районов. Его сеть состоит из 85 отделений связи.

  Елецкая почта, во все времена, являясь частью почтовой системы России, внесла свой вклад не только в её развитие, но и в развитие международной почтовой связи.

 В. Чекомазова.

А так же представляем Вашему вниманию фотографии: оттиска печатей,  Елецкого почтамта, почтовых марок Елецкого земства         

9 октября отмечается Всемирный день почты — один из ежегодных международных праздников, который был установлен Всемирным  почтовым союзом в 1969 году. Всемирный день почты включен в перечень международных дней Организации Объединенных Наций (ООН). Этому празднику был посвящен час краеведения «Почта в истории и в нашей жизни». 8 октября в городском краеведческом музее студенты Елецкого филиала МИИТ познакомились с историей почты, узнали много интересного об истории елецкой  почты. Так же их вниманию была представлена временная выставка «Из истории почты».

2015, Новости, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *