К 75-летию Великой победы. Ельчане-военачальники.

Генерал-полковник Макарцев Михаил Константинович     

Среди ельчан, внесших свой вклад в восстановление разрушенного войной народного хозяйства, в укрепление экономической мощи страны,  есть имя советского и российского военного деятеля,  Героя Социалистического Труда, генерал-полковника Макарцева Михаила Константиновича. В тяжелое послевоенное время и в мирные дни он участвовал в строительстве железнодорожных путей и мостов по всей стране — от Прибалтики до БАМа. В 1983-1992 гг. являлся начальником Железнодорожных войск Министерства обороны СССР.

        Родился Михаил Константинович 4 февраля 1927 г. в городе Ельце Орловской области. Получив среднее образование, наш земляк поступил в Елецкий техникум железнодорожного транспорта и окончил его с отличием в 1946 г.  Трудовую деятельность он начал  в проектной конторе управления Московско-Донецкой железной дороги Елецкой дистанции зданий и сооружений.

      Весной 1948 г. М. К. Макарцев был призван в армию. Служил рядовым железнодорожного батальона в Азербайджанской ССР. После прохождения срочной службы остался в составе Вооруженных Сил, поступил в военное училище. Затем он командовал взводом, принимавшим непосредственное участие в строительстве  вокзала в г. Сочи. Вместе с вверенными ему подразделениями строил пути и объекты железнодорожного транспорта на Куйбышевской железной дороге.

     Большое внимание Михаил Константинович уделял повышению военного образования. В 1958 г. он окончил Военную академию тыла и транспорта и служил в должностях командира роты, заместителя командира мостового батальона по политической части, командира железнодорожного батальона.                    М. К. Макарцев участвовал в строительстве Западно-Карельской магистрали, железнодорожных линий в Прибалтике и Белоруссии,  магистрали Тюмень – Сургут.

        За освоение новой технологии при строительстве моста под г. Гродно ельчанин был удостоен первой высокой награды – ордена Ленина. Его батальон освоил передовой метод сооружения высоких железобетонных опор на 24-метровых сваях-оболочках и технологию укладки бетона под водой. Впоследствии он занимал командные должности и служил в Вильнюсе, Свердловске. Звание «Заслуженный строитель Литовской ССР» было присвоено Макарцеву в 1966 г.

         В  биографии Михаила Константиновича есть особая страница – Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эта стройка началась для него               в 1972 г. Перед Великой Отечественной войной на линии БАМ – Тында уже были уложены рельсы, но перед Сталинградской битвой их разобрали, чтобы построить знаменитую Волжскую рокадную линию железной дороги.

«То, что мы увидели, проехав несколько километров по бывшей дороге, удручало: сгнившие шпалы, разрушенные мосты, – вспоминает Михаил Константинович. – Практически всё надо было начинать с нуля. Задачу осложняло и то, что по новому проекту трасса должна была несколько отклоняться от старой, довоенной. Поэтому в некоторых местах нужно было расширять земляное полотно, увеличивать радиусы кривых, смягчать уклоны». Предстояло выполнить немалый объем работ: переработка миллионов кубометров грунта, разработка выемок в скальных породах, строительство более 170 искусственных сооружений. Предстояло уложить почти 180 км. железнодорожного полотна, не нарушив вечной мерзлоты.

     Работа на стройке не останавливалась и в лютые морозы. Через два года линия БАМ–Тында приобрела стратегическое значение. Необходимо было обеспечить завоз с «большой земли» строительных материалов и техники для работ на Большом БАМе. Михаил Константинович постоянно держал под контролем строительство Восточного участка БАМа, вникал во все вопросы службы и быта воинов-железнодорожников, офицеров и их семей. Министр обороны СССР Д. Т.  Язов на совещаниях несколько раз ставил Макарцева в пример: «Вот как надо заботиться о семьях военнослужащих!»

     28 апреля 1984 г. на разъезде имени Виктора Мирошниченко торжественно уложили последнее «золотое» звено Восточного участка БАМа.  Генерал-полковник Михаил Макарцев доложил заместителю министра обороны – начальнику Тыла Вооружённых сил СССР маршалу Советского Союза Семёну Куркоткину о готовности пропустить первый поезд по линии Тында – Комсомольск-на-Амуре. Эта задача была выполнена на полтора года раньше намеченного срока.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за выдающиеся успехи при сооружении Байкало-Амурской магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем её протяжении и проявленный при этом героизм генерал-полковнику Макарцеву Михаилу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

     С февраля 1992 года наш выдающийся земляк находится в отставке, живет в Москве.  За свой многолетний самоотверженный труд он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III и II степеней, советскими и иностранными медалями.

с.н.с. МБУК «ЕГКМ» Т.А. Семенец

#ПамятьПобеды, #ЧтобыПомнили, Музей онлайнPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *