Таланты Елецкой земли


МИХАЙЛОВ–ЛОПАТИН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1861 – 1935)

Заслуженный артист РСФСР (1933), артист МХАТ.

Владимир Михайлович Лопатин (сценический псевдоним Михайлов ) родился 10 декабря 1861 года в Москве в дворянской семье. Отец — Михаил Николаевич Лопатин (1823–1900) – тайный советник, председатель департамента Московской судебной палаты (80-е–90-е годы XIX в.). Мать – Екатерина Львовна Лопатина (урожденная – Чебышёва, 1827–1910) – родная сестра академика–математика Пафнутия Львовича Чебышёва.

Род Лопатиных – старинный дворянский род, известный с начала XVI века, корни которого прослеживаются в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкой области). Родовое село Никольское (Лопатино, оно же Еропкино), раскинувшееся над речкой Ясенок, досталось по наследству детям Лопатиных после смерти их отца и тети. У матери В. М. Лопатина также были родовые связи с Елецким уездом. Её брат Владимир Львович владел имением в с. Знаменском Елецкого уезда.

В семье Лопатиных помимо Владимира было ещё четверо детей: три сына – Николай (1854–1897), Лев (1855–1920), Александр (1859–1934) – и дочь Екатерина (1865–1920). Все дети Лопатиных прославились на различных поприщах: Николай – как собиратель русского песенного фольклора Орловской губернии, Лев – как выдающийся русский философ, председатель Московского психологического общества, Александр – как судебный деятель, член общества русских драматических писателей и Русского фотографического общества, Екатерина – как писательница и близкая знакомая И. А. Бунина, в которую, судя по её воспоминаниям, он был влюблен. Как позже утверждал сам Бунин, влюблен он был, скорее, в лопатинский дом – «особняк Штейнгеля» на углу Гагаринского и Хрущевского переулков Москвы.

В книге А. Басманова «Особняк с потайной дверью» (Москва, 1981) описана история этого дома и судьба его обитателей. Во второй половине 19 столетия дом Лопатиных был известен всей Москве. Его посещали многие выдающиеся личности. Эти собрания назывались «лопатинские среды», сюда собирались литераторы – И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Аксаков, А. Н. Плещеев, А. М. Жемчужников, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, университетские профессора — С. М. Соловьев, И. Е. Забелин, В. О. Ключевский, Н. В. Бугаев, С. А. Усов, В. И. Герье, А. Ф. Кони, театральные деятели: К. С. Станиславский, В. И. Немирович–Данченко, М. Щепкин, П. Мочалов, С. Мамонтов.  Трубецкой Е. Н. писал: «в Москве в то время не было дома, который бы столь ярко олицетворял духовную атмосферу московского культурного общества, как дом Лопатиных».

Юрист по образованию (окончил юрфак МГУ в 1885 г.), В. М. Лопатин мечтал стать актёром с юности. Гимназистом принимал участие в спектаклях Московского шекспировского кружка, обучался (1884-1885) в драматических классах Гликерии Николаевны Федотовой при Московском государственном театральном училище, участвовал в спектаклях Общества искусства и литературы.

В декабре 1889 г. в роли 3-го мужика играл в спектакле “Плоды просвещения” в Ясной Поляне и так понравился Л. Н. Толстому, что тот внес дополнения в текст роли. Дружил с Сергеем и Татьяной Толстыми.

Михайлов на ступенях террасы родительского дома, 1908 год

В 1900 году В. Лопатин вместе с гражданской женой Надеждой Александровной Горбуновой (в девичестве Эртель) и её детьми от первого брака – Александром, Верой, Павлом покинули Москву и обосновались в Ельце, где он был принят на службу товарищем председателя Елецкого окружного суда.

Елецкая жизнь подробно описана В. Лопатиным в мемуарах. Он вспоминал: «… главная ценность моей Елецкой службы заключалась в слиянии её с деревенской жизнью. Связь с деревней не порывались круглый год, и в зимний сезон мы иногда ездили в Никольское на короткое время…Никольское – наиболее красивое селение в ближайшей к нему округе, на высоком берегу речки Ясенок, с которого открывается далёкий вид на окрестности. И вот, когда, бывало, с весны переселишься из города в деревню, переменишь городскую одежду на рубаху и высокие сапоги, бродишь по саду и полям, лежишь под деревьями или на обрыве над рекою и смотришь вдаль, смотришь на небо, слушаешь необъятную тишину, нарушаемую только пением птиц да жжужанием насекомых, и вдыхаешь крепкий чернозёмный воздух, – кажется, ничего лучшего не надо, и удивляешься, зачем люди старательно ищут красот природы, пускаются в далёкие странствования за новыми впечатлениями, уезжают за границу в многолюдные, истоптанные туристами места, когда маленький свой угол в степной русской деревне даёт столь благодатной отрады душе и вливает столько телесной бодрости в усталую человеческую природу… Разве наша просыпающаяся весною степная природа с одуряющим запахом цветов, с крикливым пением соловьев и трепещущих в солнечной высоте полевых жаворонков не приносит полного удовлетворения художественному чувству человеческой души? Разве бесконечные хлебные поля с их необъятным степным простором и убаюкивающею тишиною не отрезвляют человека в его стремленьях, думах и чувствах? И если всё это – своё, родное, близкое и дорогое – захочется ли бежать от всего этого в чужие края…? Зачем? … я никогда не искал красот в природе, а только находил их в природе, и этого было для меня достаточно».

Но не только слияние службы и деревенской жизни было главным в жизни в тот период. В Ельце В. Лопатин активно занимался любимым делом – театральной деятельностью: руководил любительским театром, ставил пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и играл в них.

Профессионально работать в театре он начал только в 1911 году, в возрасте 50 лет, после своей отставки, смерти жены и переезда из Ельца в Москву. Лопатина приняли в труппу МХТ хорошо его знавшие К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Под сценическим псевдонимом Михайлов он сыграл в 157 спектаклях МХТ («Брак поневоле», «Николай Ставрогин», «Осенние скрипки», «Село Степанчиково», «Ревизор», «Пугачевщина» и др.). Небольшие роли в исполнении В. Михайлова становились образцами сценической правды.

Московский художественный театр стоял у истоков русского киноискусства. В период гражданской войны начинали эпизодически работать в кино и некоторые мастера МХТ. «Девьи горы» (1919) – первый фильм с участием В. Михайлова. В нём были задействованы едва ли не все артисты МХТ, а также артисты Малого театра, в их числе и В. О. Массалитинова. Фильм, созданный в голодные революционные годы, получился масштабным и выдающимся для своего времени, но был снят с проката за антиреволюционность.

Самыми заметными ролями В. Михайлова можно назвать роли в первых советских кинокомедиях: «Девушка с коробкой» (реж. Б. Барнет), «Дон Диего и Пелагея», «Процесс о трёх миллионах» (реж. Я Протазанов), а также в фильме А. Довженко «Земля».

Борис Барнет (1902–1965) – один из самых лучших и самых обаятельных русских режиссеров. Фильм «Девушка с коробкой» (продолжение) способен с первого кадра взять зрителя в плен. И не лихой завязкой интриги, и не эффектом действия, не осторой ситуацией, а «эффектом присутствия». В этом фильме В. Михайлов сыграл дедушку Наташи – главной героини фильма. Этот фильм, снятый в рекламных целях, по словам киноведа М. Кушнирова, стал «памятной вехой в истории нашего кинематографа… достижением большого искусства».

В комедии Якова Протазанова «Дон Диего и Пелагея» Михайлов также играет старика – мужа главной героини – Пелагеи. Поставленная по газетному фельетону весёлая комедия о мелком провинциальном бюрократе и крестьянской бабке – актёрский дуэт молодого М. Жарова и великой «комической старухи» Малого театра Марии Блюменталь–Тамариной — имела огромный зрительский успех и являлась одним из лучших фильмов тех лет. Комедийные ленты того периода были действенной духовной поддержкой, столь необходимой людям в годы репрессий.

«Праздник святого Йоргена» (продолжение) – последний немой фильм Протазанова, удачно озвученный в 1935 году, был пиком режиссёрского успеха у публики. В нём В. Михайлов исполнил эпизодическую роль.

Пожалуй, самой выдающейся ролью В. Михайлова в кино была роль попа Герасима в довженковском шедевре «Земля»(продолжение) (1930). Особенно выразительной была сцена, когда к попу Герасиму приходит отец, похоронивший любимого сына, и в отчаянии заявляет священнику, что Бога нет. «Совсем небольшой эпизод, но исполнили его С. Шкурат (Опанас) и В. Михайлов (отец Герасим) с потрясающей силой. И оператор Д. Демуцкий сумел снять так, что маленькая фигурка попика, в отчаянии воздевшего руки «в небесную пустоту, должна была навсегда запомниться каждому, кто видел картину… В «Земле» Довженко рассказал о коллективизации так, что ни сейчас, ни через 100 лет фильм не может потерять свою живую трепетность» (История советского кино: т. 2).

В. Михайлов–Лопатин упоминается в мемуарах С. Раевского «Пять веков Раевских» (Москва, 2005).

Умер Владимир Михайлович 31 марта 1935 года в Москве.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Девьи горы (1918–1919, ТД Русь, реж А. Санин; пономарь)

Пунин и Бабурин (продолжение) (1919, Т-во «И. Ермольев», реж. А. Ивановский; слуга)

Две души (По ту сторону щели) (1920, Худ. коллектив «Русь», реж. Ю. Желябужский; старый рабочий)

Дети учат стариков (Епископ Гаттон) (1920, реж. А. Ивановский; отец Петра)

Процесс о трёх миллионах (1926, Межрабпом–Русь, реж. Я. Протазанов; эпизод)

Девушка с коробкой (1927, Межрабпом–Русь, реж. Б. Барнет; дедушка)

Дон Диего и Пелагея (Дело Пелагеи Дёминой) (1927, Межрабпом–Русь, реж. Я. Протазанов; муж Пелагеи)

Седьмой спутник (продолжение) (1928, Совкино, реж. В. Касьянов; бывший генерал царской армии Адамов)

Земля (1930, ВУФКУ (Киев), реж. А. Довженко; сельский священник Герасим)

Женщина в лесу (продолжение) (1930, Трудкино, реж. и опер. А. Доббельт)

Праздник святого Йоргена (1930, Межрабпомфильм, реж. Я. Протазанов)

Мёртвый дом (1932, Межрабпомфильм, реж. В. Фёдоров; эпизод)

Рваные башмаки (1933, Межрабпомфильм, реж. М. Барская; эпизод)

Материалы предоставлены старшим научным сотрудником краеведческого музея И.Н.Сороковых.

2020, Музей онлайн, Новости, Таланты Елецкой землиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *