Филолог, литературовед и педагог Г. Л. Абрамович из Ельца

Широко известный в стране филолог, литературовед и педагог Григорий Львович Абрамович родился 26 октября 1903 г. в Ельце Орловской губернии. Его отец Лев Николаевич происходил из семьи преуспевающего рижского торговца чаем и специями. После окончания Казанского университета Л. Н. Абрамович вместе со своей женой Кларой (в девичестве Перельман) последовал в Елец. Молодому провизору было дозволено держать аптеку и иметь одного помощника. Григорий был их единственным сыном.

Позднее семья переехала в Нижний Новгород, где Лев Николаевич владел большой аптекой. Уже в раннем возрасте маленький Гриша потянулся к чтению. С большим удовольствием он читал произведения русских классиков. Родители поощряли увлечение своего сына и гордились тем, как вдохновенно он декламировал стихи Пушкина и Фета.

Желая дать Григорию хорошее образование, отец написал прошение в Нижегородскую губернскую мужскую гимназию. За 110-летний период существования учебного заведения из стен гимназии вышло много выпускников – будущих известных литераторов, учёных, людей искусства, политиков. Одним из них был выдающийся русский философ и писатель В. В. Розанов. Григорий успевал по всем предметам, подводило только пение. Особенно ему нравилась словесность, и еще будучи гимназистом он решил стать филологом.

В 1918 г. после окончания учебного заведения молодой человек уехал в Москву для поступления в университет. Однако документы у него не приняли, объяснив этот факт «непролетарским происхождением», так как он являлся сыном аптекаря. Казалось, надежда стать филологом превратилась в несбыточную мечту.

Неожиданно Григорий узнал об открывшемся в Петрограде Институте живого слова. Это научное и учебное заведение находилось в ведении театрального отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР. В нем преподавали многие известные деятели искусства. Среди них: советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед А. В. Луначарский; литературовед, текстолог, пушкинист, доктор филологических наук С. М. Бонди;

русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик Н. С. Гумилев; русский юрист, судья, государственный и общественный деятель, к тому же литератор, судебный оратор, театральный режиссёр, актёр и педагог А. Ф. Кони; теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель новой актёрской системы В. Э. Мейерхольд. В институте готовили мастеров живого слова в различных направлениях: педагогическом (школьные педагоги и преподаватели искусства речи); общественно-политическом (ораторы в судебной практике, в политике и т.д.) и художественном (писатели, поэты, актеры, певцы и др.). В задачи института входило также распространение и популяризация знаний в области живого слова.

Григорий устремился в город на Неве. Он стал одним из восьмисот вольнослушателей, с большим восторгом слушал лекции признанных классиков Ю. Н. Тынянова и В. Б. Шкловского, Л. В. Щербу и А. А. Шахматова. Более всего ельчанина впечатлили выступления прославленных кумиров тех лет, составлявших славу и гордость отечественной литературы и культуры: Александра Блока, Андрея Белого, Фёдора Шаляпина, Евгения Замятина, Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус. Об этом периоде своей жизни Григорий Львович подробно рассказывал своему внуку Л. И. Бердникову — будущему филологу, писателю и культурологу, написавшему и опубликовавшему впоследствии большую статью под названием «Подвижник» о жизни и научной деятельности своего деда — выдающегося литературоведа, педагога и замечательного человека. Хотя во многих источниках есть указание на то, что в 1924 г. Г. Л. Абрамович окончил не Петроградский, а Московский институт слова.

После окончания учебы он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и направлен на Дальний Восток. После службы лейтенант запаса Григорий Абрамович вернулся в столицу. В это время в стране крайне не хватало преподавателей словесности, к тому же дипломированных и политически грамотных. В местном отделении Наркомпроса его буквально забросали предложениями. С энтузиазмом наш земляк приступил к педагогической деятельности. Он преподавал сразу в двух московских школах. Словесник Г. Л. Абрамович сразу же покорил учеников своей любовью к литературе и желанием научить их думать и правильно формулировать и высказывать свое мнение. Учителей других школ интересовала новая методика преподавания предмета, поэтому они часто посещали уроки Абрамовича.

Григорий Львович читал лекции и вел семинары на литературном отделении Института Красной профессуры, причем количество слушателей прибавлялось. Среди них был студент А. С. Мясников — будущий советский литературовед и литературный критик, доктор филологических наук, с благодарностью вспоминавший своего наставника. В 1930-е гг. наш земляк преподавал теорию и историю литературы в московских вузах, в том числе, в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской, работал в Институте мировой литературы им. А. М. Горького.

Совместно с Ф. М. Головенченко он стал соавтором учебника «Русская литература. Часть I » для 8 класса средней школы». С рукописью учебника «Русская литература. Часть II» для 9 класса средней школы» (авторы: Г. Л. Абрамович, Б. Я. Брайнина, А. М. Еголин) познакомился А. М. Горький. В своем отзыве он писал: «Художественная литература имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Лучшие произведения классиков и современных писателей должны изучаться в советской школе с достаточной полнотой и тщательностью». Полностью материал был опубликован после смерти писателя 8 августа 1936 г. в газете «Правда». В течение 30-х гг. ХХ в. эти учебники неоднократно переиздавались. В 1938 г. совместно с литературоведом А. Н. Соколовым был написан «Конспект курса лекций по теории литературы». В это время выходили в свет его новые научные работы и статьи о творчестве русских классиков литературы. В 1941 г. в научном сборнике статей под редакцией Н. А. Глаголева была помещена работа Абрамовича Г. Л. « Критические мотивы в творчестве Лермонтова».

Во время Великой Отечественной войны ельчанин прошел боевой путь от Москвы до Берлина. За мужество и отвагу был награжден в 1943 г. медалью «За боевые заслуги», позднее награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II , а также медалями за взятие Варшавы и Берлина. В августе 1945 г. майор Абрамович возвратился в Москву, где продолжилась его научная деятельность.

В 1953 г. вышло в свет его учебное пособие для пединститутов «Введение в литературоведение». В 1960 г. Григорию Львовичу была присвоена ученая степень доктора филологических наук. Под его руководством вышел в свет трехтомник «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении» (1963–1968 гг.). За годы научной деятельности нашим земляком было написано более 60 работ по вопросам литературоведения, русской литературы XIX в. Уже в послевоенное время он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В семье профессора Г. Л. Абрамовича было трое детей. Младшая Ирина пошла по стопам отца и, защитив диссертацию на тему: «О поэтике очерка Ивана Бунина», стала преподавать в университете.

В 1979 г. Г. Л. Абрамович ушел из жизни. Известный ученый, успевший сделать за свою жизнь очень многое в деле образования учащихся средних школ и студентов-филологов педвузов и университетов, оставил о себе добрую память.

Материалы предоставлены
ст. научным сотрудником Т.А.Семенец

#ИнтересноЗнать, 2021, Музей онлайн, Новости, Таланты Елецкой землиPermalink

One Response to Филолог, литературовед и педагог Г. Л. Абрамович из Ельца

  1. Олег says:

    Я являюсь учеником Григория Львовича. На нашем курсе филологического факультета, профессор Абрамович читал «Введение в литературоведение» Таких людей на земле бывает мало. Царствие ему небесное!

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *