Цикл бесед о русской традиционной народной культуре и региональных историко-культурных особенностях Елецкого края

ОДНОДВОРЦЫ ЕЛЕЦКОГО КРАЯ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Многие современные жители Ельца и Елецкой округи являются прямыми потомками тех служилых людей, которые в конце XVI века пришли в Елец на службу и житье в новой елецкой крепости. Сюда в 1592 году набирались стрельцы, городовые казаки, пушкари, дети боярские. Они возводили крепость, несли сторожевую пограничную службу, защищая южные рубежи Московского государства. Они же составили основу коренного елецкого населения. Например: Белоусовы, Гамовы, Гнездиловы, Зиборовы, Клыковы, Лаврищевы, Меркуловы, Малявины, Мясищевы, Моревы, Неделины, Пищулины, Радины, Рудневы, Сушковы, Хаустовы (Фаустовы), Чаплыгины, Чукардины, Щедрины и многие другие живут в Ельце с тех времен и по сей день.

Однодворцы – потомки детей боярских, то есть служилых дворян XVI – XVII века. Во времена реформ Петра Великого, считавшего главным долгом дворянина службу, однодворцы, обедневшие и не служившие, постепенно переходят в разряд государственных крестьян, не войдя в реформированное Петром дворянство. В социальной картине России XVIII – начала XX века однодворцы заняли промежуточное положение, не слившись ни с дворянами-помещиками, ни с другими группами крестьян. Это обусловило своеобразие однодворческой культуры и консервацию в их среде поведенческих и мировоззренческих стереотипов, отличающихся архаичностью. Среди местного населения они были известны под прозвищами: индюки – гордые, заносчивые; галманы – бранные, задиристые; талагаи – бездельники, невежи; щекуны – грубого нрава, говорившие «щё» вместо «что». В свою очередь, однодворцы, помня о своем дворянском прошлом, свысока относились к другим группам крестьян, которых называли «барские». Разделение на однодворцев и барских сохранялось в южнорусских селах вплоть до XX века. В Елецком и смежных уездах однодворцы составляли значительную часть сельского населения. Еще в начале XX века они сохраняли особенности своей традиционной культуры: традиционный костюм (женский вариант), своеобразный язык (елецкий говор), поведенческий стереотип, отличный от поведенческого стереотипа других групп крестьян. Отличительными чертами характера однодворцев являлись верность традициям, чувство собственного достоинства, хозяйственность, широта культурного кругозора, патриотизм. Весьма активны были однодворцы и в социальном плане.

Например, орловским однодворцем был Иван Никитич Скобелев (дед  знаменитого «белого генерала» Михаила Дмитриевича Скобелева). Иван Никитич, начав службу солдатом в четырнадцать лет, дослужился до звания генерала от инфантерии, участвовал в суворовских походах, войне со Швецией 1808 – 1809 гг. В Отечественной войне 1812 года Иван Никитич был адъютантом фельдмаршала Кутузова, отличился в Бородинском сражении. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813, 1814, 1815 гг., с 1822 по 1826 год был генерал-полицмейстером 1-й армии, с 1839 года – комендантом Петропавловской крепости, где и похоронен (могила его сохранилась). Известен был Иван Никитич и как военный писатель (в Александринском театре были поставлены две его пьесы: «Кремлевский солдат» и «Сцены в Москве в 1812 году», имевшие большой успех, особенно первая). Ему принадлежат еще «Письма из Бородина от безрукого к безногому инвалиду» и трижды изданные «Переписка и рассказы русского инвалида» («русский инвалид» — псевдоним Скобелева). Иван Никитич положил начало знаменитой военной династии Скобелевых, его судьба стала основой для рассказа А.И. Куприна «Однорукий комендант».

Итак, в XIX – начале XX века однодворцы в Елецком крае представляли устойчивую самобытную группу населения, сохраняя свои характерные отличительные черты. Первое – это специфический говор, яркий образец, так называемого, елецкого говора. Хотя на нем разговаривали также елецкие мещане и купечество и некоторые неоднодворческие группы крестьян, но воспринимался он и исследователями народного быта, и самим народом именно как говор, в первую очередь, однодворцев. Так, даже в конце XX века потомки однодворцев из села Ольховец Елецкого района, вспоминая о своем селе середины века (1940 – 50-е гг.), рассказывали о том, что однодворцы и барские говорили по-разному: «Барские и говорят как-то не так – ни буду, ни хочу, ни знаю. А мы – анадворцы – ня буду, ня хочу, ня знаю».

Вторая особенность – женский костюм с характерными архаическими чертами и таким ярким элементом дворянского костюма допетровской эпохи, как сарафан.

Наконец, у однодворцев сохранялась своеобразная «сословная» психология и социальная самоидентификация. Они четко отличали себя как от дворян-помещиков, так и от других групп крестьян. У них стойко (вплоть до середины XX века) сохранялось самоназвание – однодворцы или местное «анадворцы». В селах они, как правило, проживали компактно, отдельно от «барских». Местная топонимия зафиксировала эту ситуацию. Даже в XX веке многие старинные села Елецкого района делились на две стороны: барскую и однодворскую. Более того, топонимы однодворской стороны, к примеру, села Ольховец Елецкого района сохраняют память о расселении здесь детей боярских в конце XVI века. Так, в «Отдельной книге земель Елецким служилым людям» (1593-1594 годов) елецким детям боярским «Офоне Радину да Самойле Чеплыгину» были пожалованы земли «на колодезе на Ольховце… от Пожени до Воргла» (Воргол – речка, на которой стоит село Ольховец). А в середине XX века!!! в Ольховце существовал топоним «Радин бок», где по-прежнему жили Радины, и по соседству с ними по-прежнему жили Чаплыгины.

Причем в селе Ольховец еще в середине XX века каждая из сторон имела свои престольные праздники: барские праздновали Николу Зимнего (19 декабря), а однодворцы – Казанскую (4 ноября) и Николу Вешнего (22 мая).

Следует также прибавить, что в XIX веке однодворцы сохраняли память о своем происхождении от служилых дворян – «от господ». Вместе с тем, однодворцы Елецкого уезда XIX –  начала XX века, конечно же, не были замкнутым сообществом. Они являлись органичной частью крестьянского мира, живя его интересами, проблемами, чувствами, активно участвуя в экономической, общественной и культурной жизни Ельца и Елецкого уезда.

Об их быте и культуре в XIX – начале XX века мы можем составить представление, опираясь на несколько источников. Это «История, этнография и статистика Елецкого уезда» Стаховича; «Материалы для истории и статистики г. Ельца» Ридингера и, наконец, художественная литература, реалистически и с этнографической точностью рисующая народный быт, в первую очередь, это произведения Ивана Алексеевича Бунина, родовое имение которого находилось в самом центре русского мира – в Елецком уезде. Естественно, что Бунин не мог не отразить в своем творчестве быт и культуру однодворцев.

Михаил Александрович Стахович – представитель старинного рода Стаховичей, владелец имения Пальна-Михайловка Елецкого уезда Орловской губернии. Михаил Александрович был известен как поэт, писатель-драматург, знаток народного быта, удачливый коннозаводчик и активный участник общественно-политической жизни уезда. В 1858 году в Москве выходит в свет его книга «История, этнография и статистика Елецкого уезда», в которой  дается  характеристика  истории, экономики и традиционной культуры Елецкого края. В пятой главе «Этнография  Елецкого  уезда»  Стахович значительную часть посвящает быту и культуре однодворцев. Создается  впечатление, что помимо высокой численности однодворцев в уезде, автора привлекает в них именно старина их быта и мироощущения.

«В самом деле, народ, живущий теперь как за полтораста лет тому назад, вполне верованиями и понятиями XVI – XVII века… крепко держится за свое старое понятие о праве, связанное с его исторической жизнью», — пишет он об однодворцах. С исторической точностью пишет Стахович о происхождении елецких однодворцев от служилого дворянства Елецкого уезда XVI – XVII веков: «…предки самих помещиков были такие же служилые люди, как и предки однодворцев, только что потомки их продолжали службу после преобразования оной Петром Великим… между тем как служба однодворцев пресеклась».

Этнографическое описание подразумевает характеристику наиболее значительных черт народной культуры: традиционных занятий, одежды, диалектов и т.д. Такую классическую   характеристику дает Стахович однодворцам. Говоря о традиционном костюме, Стахович верно подмечает его архаичность и отличие от других групп населения уезда: «Однодворцы отличаются и одеждой от другой половины жителей Елецкого уезда…, однодворки все без исключения носят юбки, душегрейки и повойники (род кокошника). Этот наряд до времен Петра Первого был дворянским…». В части, посвященной основному занятию — земледелию, Стахович подчеркивает, что навыки земледельческого труда передаются от поколения к поколению. Это генетическая память. «Взглянем же, как относится однодворец… к своему хозяйству, основанному в степи преимущественно на земледелии, … никакое землеведение не определит вам хозяйственного достоинства той или другой десятины так, как он это знает исстари, по преданиям отца и деда, и, так сказать, по чутью. Он знает, когда что посеять, в какой день, даже в какой час дня, по весьма верным приметам… он приобрел все эти сведения… опытом жизни, сросшись, так сказать, со своею природною местностью». Не мог обойти вниманием Стахович и весьма характерный диалект елецких однодворцев, «степное толдонство». «Язык народа имеет здесь много особенностей  нигде  кроме не встречающихся…». «Таковы формы: ходя, гуляя, пойдё, придя – особенные, яркие и резкие окончания слов, наиболее в глаголах…».  «Заменение звкуа [в] гласною [у] и наоборот: у в – Яльцу…». «Наконец, как главная черта Елецкого наречия является уменьшительное [кя] вместо [ко] и [ка]: лягонькя, мамонькя, ручкю, миленькяй – это слышится постоянно не только во всех однодворческих селеньях, но и даже в наречии купцов и мещан города Ельца». Далее Стахович замечает: звук (щ) почти не существует и заменяется (шш). Я встретил иллюстрацию к этой цитате в бывшем имении Буниных Озерки в начале XXI века, когда на вопрос, как проехать к бунинской усадьбе, молодой житель села ответил: «[Па шшабёнки, па шшабёнки, да плошшади]». Стахович вообще подчеркивает древность местного елецкого наречия, «замечательную древность этой ветви совершенно особого русского наречия».

  • В 1865 году в Орле выходит в свет книга «Материалы для истории и статистики г. Ельца». Автор ее – подполковник, действительный член Орловского статистического комитета Николай Александрович Ридингер. В своей книге Ридингер также пишет об однодворцах, характеризуя их как значительную, заметную и отличную от других социальную группу.
Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *