Цикл бесед о русской традиционной народной культуре и региональных историко-культурных особенностях Елецкого края

8 июля — День семьи, любви и верности

БЕСЕДА «СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ» этнографа и лектора-экскурсовода музея А.А.Пискулина

Важнейшие события человеческой жизни – свадьба, беременность, рождение ребенка – сопровождаются обрядами и магическими действиями, цель которых обеспечить жениху и невесте, мужу и жене, матери и ребенку благополучие, здоровье и сакральную защиту.

Этнографические опросы современных жителей Ельца и Елецкого края дают нам представление об этой сфере народной жизни.

Во время свадьбы жениха и невесту стремятся оградить от сглаза и порчи. Для этого внимательно следят, чтобы на пути к церкви никто не перешел им дорогу, тем более, не прошел бы между ними. По распространенным представлениям, так могут поступать недобрые люди и колдуны, чтобы брак распался или был несчастливым. Следят, чтобы ничего не было рассыпано (как правило, крупа или семечки, с целью порчи) на пороге дома или того места, где празднуется свадьба. Для магической охраны невесты на подол платья с внутренней стороны пристегивают булавки. Невеста, совершая мелкие магические манипуляции во время свадьбы, стремится обеспечить себе главенство в будущей семье. В Ельце советуют, чтобы невеста раньше жениха перешагнула через порог дома, где они будут жить, тогда она в семье станет главной. Соблюдают этот магический прием повсеместно и в других районах Черноземья.

Свадебная обрядность, сохраняя определенные архаические черты, тем не менее, и в селах, и в городах, заметно трансформируется, вбирая в себя современные веяния. Архаика, в основном, сохраняется в сфере магической охраны свадьбы, жениха и невесты.

Во второй половине – конце XX века и в начале XXI века в свадебной обрядности Черноземья, целиком или частично, сохраняются элементы традиционной свадьбы. Так, повсеместно сохраняется обряд «двора смотреть» или «двороглядье» — предсвадебный осмотр дома и двора жениха родней невесты. Основное содержание современного «двороглядья» — обсуждение обеими сторонами подготовки к свадьбе и ее проведения. «Двороглядью» предшествует сватовство – жених со своими родителями идет в дом невесты свататься. В целом, ход свадьбы соответствует сложившимся за советский и постсоветский период стандартам.

К числу архаичных элементов относится традиция на утро после свадьбы будить молодых – «горшки бить». Желающие родственники и гости шумной толпой приходят в дом молодых, стучат, кричат, смеются, разбивают глиняную тарелку, горшок или миску. В Ельце и округе в 70-х годах сохранялся также обычай прихода, на второй день свадьбы, ряженых. Ряжение с древнейших времен являлось важным элементом традиционной русской свадьбы.

Беременность, роды, рождение и начало жизни ребенка – радостное, но вместе с тем сложное и ответственное время для матери, ребенка и окружающих. Приход человека в этот мир воспринимается людьми как тайна, поэтому сопровождается обрядами, поверьями и магическими действиями, которые стараются не менять, поэтому они, как правило, очень древнего происхождения. Рассказы информантов свидетельствуют о том, что поведение беременной женщины до сих пор, в значительной степени, регламентируется традиционными обрядами и запретами. Их цель —  обеспечить хорошее протекание беременности, благополучные роды, рождение здорового, красивого и счастливого ребенка.

Во время беременности и кормления ребенка важное значение придается волосам матери: беременная женщина не должна стричь волосы, во время кормления младенца грудью она утирает себе лицо своими волосами. Первое необходимо для того, чтобы дать ребенку здоровье и долгую жизнь (длинные волосы); второе, якобы, помогает женщине избежать появления пигментных пятен. Во всех традиционных культурах мира волосам придавалось важнейшее сакральное значение, они символизировали силу, жизненную и магическую энергию. Одна елецкая студентка, будучи беременной, зашла подстричься в парикмахерскую в Ельце, но парикмахерша, женщина лет сорока, наотрез отказалась ее стричь, уверяя, что беременной ни в коем случае нельзя стричься. Мастер из другой елецкой парикмахерской рассказала, как однажды молодая девушка после стрижки запретила сметать ее волосы, аккуратно собрала их в пакет и унесла домой, сказав, что дома их сожжет.

Повсеместно известен запрет женщине во время беременности соприкасаться с миром смерти: ходить на похороны, на кладбище, приближаться к покойнику. Этот запрет строго соблюдается в Черноземье, так как все боятся, что его нарушение повредит ребенку.

Широко распространен и соблюдается также запрет беременным смотреть на огонь, чтобы у ребенка не было больших родинок. Часто встречаются рассказы такого содержания: «В Ельце на улице Песковатской жил мужчина с большой родинкой на лице, во всю щеку. На улице все знали историю о том, что его мать, будучи беременной, в испуге выбежала из дома, когда случился пожар у соседей, схватилась руками за живот, долго стояла и смотрела на огонь. Все были уверены, что именно от этого ребенок родился с таким лицом».

В Ельце рассказывают о традиции «нарекать», то есть мать может предопределить судьбу своему только что родившемуся ребенку, высказав какое-нибудь короткое пожелание: «пусть будет красивым», или «богатым», или «большим начальником» и т.п.

В Ельце зафиксирован также обряд, который называют «резать путы». Он состоит в том, что при первых шагах ребенка перед ним трижды ножом на полу или земле чертят крест. Обряд должен обеспечить ребенку благополучный жизненный путь. Нож является сакральным обрядовым предметом, часто выполняющим охранительные функции.

Важный момент в жизни новорожденного и всей семьи – Крестины. Крещение является первым таинством в жизни православного человека. В постсоветское время этот обряд стал совершаться повсеместно и открыто. В советский период в большинстве традиционных православных семей он также исполнялся, но часто крестили не в храме, а приглашали «батюшку» домой, чтобы окрестить новорожденного. После крестин обязательно устраивалось угощение для «батюшки», крестных, родственников и гостей.

Исследование традиционных праздников, обрядов, обычаев, верований Черноземья показало, что эта сфера духовной культуры до сих пор играет в жизни современного человека важную роль.

Сегодня мы должны признать, что мир вокруг нас гораздо сложнее, многообразнее и интереснее, чем принято было считать еще совсем недавно, в эпоху господства материалистической идеологии. Развитие человеческой мысли подтверждает, что за так называемыми «пережитками прошлого» можно предполагать наличие неких основополагающих законов мироустройства.

За видимой, стандартной, оболочкой прозаической современности существует многообразный мир традиций, верований, обрядов, пришедших из глубочайшей древности, из человеческого подсознания, из родовой, семейной и народной памяти.

Следует подчеркнуть, что многие традиции соблюдаются не только пожилыми, но и молодыми жителями края. Поколение за поколением передавало народный культурный опыт, в результате даже молодые жители современного Черноземья сохранили в своем мировосприятии и обрядовом поведении глубоко архаичные элементы.

В то же время реальность постсоветской России негативным образом сказывается на сохранности народных традиций. Традиционная культура не выдерживает напора глобализации. Весь строй жизни стремительно меняется. Население сельской местности концентрируется в городах, отрывается от корней; жители малых городов стремятся переселиться в крупные города и мегаполисы, покидая родину. Их место занимает пришлое, некоренное население. В итоге, все оказываются на положении «переселенцев», утрачивая духовную связь с родной землей и культурой.

Сложно говорить о перспективах сохранения традиций в будущем. Культура любого народа – сфера  пластичная, подвижная, меняющаяся. И все же ее глубинные основы остаются неизменными во все времена, на всех исторических уровнях развития общества. Еще в конце XIX – начале XX века говорили том, что русские народные верования, обряды, традиции прошлого исчезают, остаются лишь «пережитки пережитков». И вот, через сто лет, в начале XXI века, мы видим, что народная традиция живет не только в памяти народа, но и продолжает выполнять свои функции в общей системе знаний и представлений о мире, отвечая актуальным жизненным потребностям людей.

Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *