

В канун юбилея Победы мы хотим поближе познакомить Вас с художественным произведением, имеющим непосредственное отношение ко Дню освобождения Ельца от немецко-фашистских захватчиков. Это картина Хариса Якупова «Елец. 9 декабря 1941 года».
Но нам интересен не только сюжет картины, а и личность самого художника, и вот почему.
Харис Абдрахманович Якупов — Народный художник Татарстана и СССР, действительный член Академии художеств РФ. Творчество Якупова — это целая эпоха в татарской художественной культуре. Коллекция произведений Х.А. Якупова в национальной художественной галерее насчитывает порядка 300 работ 1940-2000-х гг. Это и живописные произведения, раскрывающие его художественное своеобразие и творческую свободу, и уникальное собрание графики военных лет.
Желание рисовать появилось у Якупова в раннем возрасте: он перерисовывал понравившиеся картинки из журналов и книг, продавал свои рисунки на базаре, помогая небольшим своим заработком многочисленной семье. Однажды на улице он увидел художника за мольбертом, и понял, что это и есть его призвание. Он легко сдал экзамены и поступил в Казанское художественное училище. В январе 1940 года, с пятого курса, Якупов, а с ним еще десять однокурсников были призваны в армию, дипломные работы были зачтены по эскизам.
22 июля 1941 года молодой боец уже участвовал в бою в составе 148 стрелковой дивизии под командованием полковника Ф.М.Черокманова. Как вы уже поняли, декабрь 1941 г. 148-я дивизия встретила в городе Ельце.
Ситуация на фронтах в конце осени 1941 г. складывалась критически. На некоторых участках гитлеровские офицеры уже в бинокли рассматривали пригороды столицы. Но тогда, как это уже не раз бывало в истории, на пути врагов, шедших на Москву, оказался Елец. 4 декабря 1941 г. Елец был захвачен врагом. В городе начались расстрелы и бесчинства. А 6 декабря войсками Красной Армии было начато проведение уникального наступления, вошедшего в историю под названием «Елецкая операция». Она явилась составной частью битвы за Москву. Уникальность ее состоит в том, что здесь части Красной Армии после длительных отступательных боев нанесли неожиданный для врага удар без предварительной паузы, необходимой для подготовки наступления. Этот удар оказался для гитлеровцев настолько неожиданным, что они начали поспешное отступление. За 10 дней, которые длилась «Елецкая операция», враг был окружен, как планировалось, и разгромлен. Основные итоги операции – было освобождено более 8 тыс. км2 оккупированной территории, 400 населенных пунктов, первым из которых стал Елец – крупный железнодорожный центр. Елецкая операция положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне и во многом способствовала окончательному разгрому группы Гудериана. Эта победа укрепила уверенность в том, что враг будет разбит.
В боях за Елец принимали участие три стрелковые дивизии 13-ой армии Юго-Западного фронта: 148 – вела основные бои, 143 – освобождала ж/д узел, 132 – наносила удары в направлении с. Казаки. Воины 148-й стр. дивизии под командованием полковника Ф.М. Черокманова 7 декабря отвоевали восточную окраину города, пос. Ольшанец, кожевенный завод и аргамаченскую слободу. 8 декабря дивизия вела уличные бои уже в центре города, освобождая его квартал за кварталом. 9 декабря 1941 г. враг был окончательно выбит из Ельца, а эта дата вошла в историю нашего города.
Все эти события не только происходили на глазах нашего героя, художника Хариса Якупова, он сам являлся их непосредственным участником – одним из освободителей Ельца.
Возможность хотя бы урывками заниматься рисованием появилась у Якупова здесь в декабре 1941 года. Сначала он рисовал только ночью, отрывая минуты ото сна, но однополчане, увидев рисунки, поддержали молодого художника. В полевой сумке всегда наготове лежали самодельный альбом и карандаш. Одним из таких рисунков стал сюжет, который вы видите перед собой.
Всего сохранилось около 250 рисунков, они являются сейчас бесценными художественно-документальными свидетельствами военного времени. Фронтовые дороги Якупова прошли через Сталинградское сражение, Курскую дугу, Львов, Польшу, Германию, Чехословакию. Он был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». День Победы Якупов встречал в Праге, а затем было возвращение домой, в родную Казань.
Началась мирная созидательная жизнь. Это были годы плодотворной творческой работы, и в 1948 году состоялась первая персональная выставка, где молодой живописец заявил о себе как зрелый мастер и профессионал. В 1958 году за иллюстрации к татарским народным сказкам художнику присуждена Государственная премия. В 1963 г. было присвоено звание народного художника РСФСР. А в 1980 г. – звание «Народный художник СССР».
Хариса Якупова по праву можно назвать певцом героической темы в искусстве. В своих работах он восхищается передовыми людьми, их боевым и трудовым подвигом, духовной силой и физической красотой. В своем творчестве художник продолжает традиции русского и советского реалистического искусства.
Скончался художник в 2010 г. на 91-м году жизни. Х.А.Якупов прожил яркую, полную творческих исканий жизнь. Как педагог и наставник он дал путевку в жизнь целой плеяде талантливых художников республик Поволжья. Его последняя юбилейная выставка (к 90-летию) показала одаренного, плодотворного, многогранного мастера и его богатое наследие — благодарные ученики и талантливая семья, 14 членов которой стали художниками.
Итак, предлагаю вам обратить внимание на представленное полотно.
Перед нами произведение станковой живописи размером 155х200 см, выполненное в живописной технике маслом на холсте.
Полотно было создано в 1975 г. по просьбе ельчан. Из воспоминаний художника мы знаем, что Харис Якупов был приглашен в Елец на празднование 25-летия освобождения города как участник событий. Узнав, что он художник, ельчане попросили его написать картину о боях за город. 20 марта 1976 г. эта картина была закуплена у автора Министерством культуры РСФСР специально для Елецкого краеведческого музея, где она и хранится (2500 руб.). Много лет полотно занимало почетное место в экспозиции одного из залов Великой Отечественной войны. В 2005 г. это художественное произведение (подлинник) городские власти хотели разместить к празднованию Дня освобождения Ельца у Каракумского моста, под открытым небом. Музейным работникам удалось отстоять неповторимое полотно, и у моста был размещен баннер (фотокопия). В 2011 г. картина «Елец. 9 декабря 1941 года» приняла участие во временной выставке «В белоснежных полях под Москвой» в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в городе Москве. В настоящее время полотно находится в запасниках музея и будет обязательно представлено в экспозиции, как только закончится ремонт второго этажа.
Название картины менялось со временем. Сам художник в своих воспоминаниях называет ее «Освобождение Ельца» или «Елец. Декабрь 1941 года». В учетной документации Елецкого краеведческого музея значится название «Елец. 9 декабря 1941 года».
Повествовательный сюжет картины прослеживается четко. Мы видим переломный момент освобождения города Ельца. Точка просмотра находится на берегу реки на возвышении, в Засосенской части города. Для того, чтобы как можно полнее и ярче раскрыть заданную тему, художник выбрал для изображения район Каракумского моста, переправу советских войск через реку Быструю Сосну.
Визуально картину можно разделить на три плана: передний, средний и задний.
На переднем плане мы видим группы людей, они четко разделены. Весь левый угол посвящен советским солдатам: это хорошо вооруженная, бравая пехота, некоторые в маскхалатах, также в левом углу узнаваемая советская военная техника и разбитая, сгоревшая боевая техника врага; справа, к нам лицом, в зеленых шинелях пленные немцы: изможденные тяжелыми боями, не привыкшие к русским морозам, закутанные от холода в женские шали и шарфы – они выглядят жалко. С правого края небольшая группа гражданского населения: в основном, это женщины с маленькими детьми. Ельчане, направляющиеся в эвакуацию, вероятно, оставшиеся без крова в результате страшных артобстрелов, которые сопровождали освобождение города. Эта группа выделяется яркими красками, что еще напоминает нам о мирной жизни, погубленной страшной войной.
Большинство фигур людей изображено в движении. Такой прием делает зрителя соучастником событий.
Средней план представлен взорванным мостом, рекой и нижней переправой. Разрушенный мост обращает на себя особое внимание, достигаемое изобразительными средствами: темными красками, которые использует художник. Мост – это своеобразная городская артерия, обрезанная войной. Он играет роль символа — отрезанная дорога туда, где еще пылает война. Ту же разделительную функцию несет в себе и река – вода, смывающая грязь разрушений. По нижнему мосту идут на запад русские танки Т-34.
На заднем плане, на противоположном берегу реки, различимы площадь, впоследствии названная площадью Победы, русские «катюши», наводящие панический ужас на врага, городские строения, из которых выделяется на фоне черного неба и зарева пожаров Сретенская церковь. Яркие купола этого храма, ныне потерянного, говорят об историческом и культурном значении Ельца.
Решающее значение в формировании первого впечатления у зрителя имеет принцип организации художественного пространства и выбор колорита. Если композиционной доминантой картины является темный мост, то композиционным центром становится храм и зарево пожара. Это точка перспективы и яркое цветовое пятно. Багряный горизонт является и смысловым центром, если вспомнить, что цель художника — изобразить Великую Отечественную войну.
В целом, живописец использует холодные, серо-сиреневые, серо-зеленые цвета, передающие тревожность, напряженность момента. Колорит картины можно разделить на светлые тона переднего плана (там, где образно наступил мир) и темные тона заднего плана (там, где еще идет война).
Для выразительной передачи изображаемого необходим соответствующий композиции эффектосвещения. В зависимости от степени освещения, от взаимоотношения световых и теневых участков картины, зритель направляет свой взгляд на определенные участки картины. Самое темное и самое светлое пятно – притягивает к себе взгляд. Темным пятном, как уже говорилось, является разрушенный мост, а светлым – заснеженный путь в центральную часть города – елецкая «дорога жизни».
Зритель как бы вовлекается во взаимодействие с изображенным на картине, движение его взгляда направлено по этой дороге. Картинное пространство создано глубоко, иллюзия пространственной глубины достигается за счет четко выстроенной перспективы, различия в размере изображенных фигур, показе объема предметов, с помощью градаций цвета.
Степень натурализма в изображении весьма высока.
На основании анализа произведения мы можем сделать вывод, что эта картина принадлежит к историческому жанру.
Данное художественное полотно производит на зрителя большое впечатление. Оно в полной мере напоминает о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа, вынесшего на себе основную тяжесть борьбы с фашизмом.
с.н.с. МБУК «ЕГКМ» А.Ю. Шебалова