История одного экспоната. Духи «Красная Москва»

Духи «Красная Москва» – легенда советской эпохи, с которой связаны трепетные и нежные воспоминания. Для женщин духи были самыми желанными из всех подарков. Преподнести  духи «Красная Москва» означало угодить даже самой капризной и искушенной моднице.

Символ Советского Союза, легендарная классика со столетней историей, аромат с необычным терпким запахом покорил не только нашу страну, но пожалуй, и весь мир. Яркий, дерзкий, запоминающийся парфюм состоял из порядка 60 компонентов. Цветочный аромат отличался от всего, что было создано до него. Основные ноты — цветочные и немного пряностей.

Духи «Красная Москва» имеют несколько легенд о своем создании.
По одной из них они связаны с именем Генриха Брокара,великого парфюмера и предпринимателя.

Он родился в  1836 году в Париже, но достигнуть признания во Франции невероятно тяжело. Ведь здесь каждый второй — парфюмер.

Поэтому в 1861 году Генрих принял судьбоносное решение –он поехал в Россию, что бы открыть в России производство парфюмерной продукции и наладить ее продажи. Там ему очень понравилось, он был рад, что приехал в Москву — гостеприимную и хлебосольную. Сначала Генрих работал помощником у купца Константина Гика.

Брокар заметил, что в России люди не пользуются мылом по причине его дороговизны, его ввозили из-за границы. В 1864 году он открыл мыловаренную фабрику.Генрих впервые предоставил возможность всем людям пользоваться недорогим мылом.

Выпуск мыла начался с трех видов — «Детское», «Янтарное» и «Медовое». Мыло очень понравилось покупателям, и Брокар решил расширяться и разрабатывать новые виды продукции.

У Генриха были выдающиеся знания в химии и парфюмерном деле, прекрасный вкус. В 1870 году фабрика начала производство одеколонов и духов.

Фабрика получила много наград на выставках в Европе. В Париже в 1889 году духи «Персидская Сирень» получили Гран-При, французы впервые проиграли и оказались лишь на втором месте.

Но не смотря на успех, парфюмер сожалел о том, что его империя не имела звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества».

Свою идею претворить в жизнь Брокару не довелось. В 1900 году его не стало, дело перешло к жене и сыновьям. Жена попросила главного парфюмера фирмы Августа Мишеля закончить задумку мужа, и тот с радостью согласился. Так в 1913 году императрице Марии Федоровне был преподнесен подарок — ваза с цветами из воска, каждый цветок благоухал чудесным ароматом, а все вместе они соединялись в роскошную цветочную композицию. Мария Федоровна назвала аромат «Любимый букет императрицы», и специальным указом империя Брокара получила долгожданное звание «Поставщика Двора Императорского Величества». Аромат завоевал славу как в России, так и далеко за ее пределами, духи превратились в легенду.

В 1917 году к власти пришли большевики, и фабрику национализировали: всемирно известная Империя Брокара превратилась в «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5».

 Впоследствии фабрика получила название «Новая заря». Считается, что этому поспособствовал Август Мишель. Большевики не стали возражать: название вполне соответствовало концепции эпохи и было приятно на слух.

Август Мишель, фото Российского Государственного архива литературы и искусства.

Август Мишель, ставший после Октябрьской революции главным парфюмером Новой зари, захотел продлить жизнь легендарным духам и, в 1925 году,перевыпустилих под названием «Красная Москва».

  Современные парфюмеры и историки считают легенду, изложенную выше, не вполне правдоподобной. Такой сложный аромат, по их мнению, технологически не мог быть изобретен во времена царствования императрицы, это стало возможным лишь в 1924-25 годах. Теперь определить это точно уже слишком сложно, однако не исключено, что запах «Любимого букета императрицы» послужил всего лишь вдохновением для создателей «Красной Москвы», тем более, что вся рецептура держалась в строжайшей тайне.

Основными нотами первой «Красной Москвы» были бергамот и цветы апельсина. К ним добавили жасмин, мускус и специи и получился терпкий цветочный аромат, который на долгое время стал №1 в советской парфюмерии.

Дизайн первого флакона придумал штатный художник «Новой зари» Андрей Евсеев: рельефный узор, фигурная этикетка, притертая пробка-луковка и коробочка с рисунком в дань модному авангардизму… Потом флакон будет меняться бесконечное число раз, вплоть до того, что по нему можно будет определить если не год, то хотя бы десятилетие выпуска. Появлялись флаконы для миниатюр и одеколонов, сувенирные флаконы, пластиковые крышки, винтовые крышки, нитки, банты, кисточки…  

Существует другая более современная легенда, согласно которой Полина Жемчужина, известная широкой публике, как жена политика Вячеслава Молотова и близкая подруга дочери Сталина, Надежды Аллилуевой, лично курировала работу парфюмеров, создававших духи «Красная Москва».

 Как бы ни обстояло дело в действительности, новый аромат фабрики «Новая заря» мгновенно получил сумасшедшую популярность и в числе его поклонниц были даже такие звезды того времени, как Валентина Серова и Любовь Орлова, не говоря уж о большинстве простых советских женщин.

«Красная Москва» сразу стала популярной, но расцвет пришёлся на послевоенное время. Незадолго до Дня Победы фабрика объявила, что заработала парфюмерная линия, но желающие приобрести духи «Красная Москва» должны приносить свои флаконы. Многие женщины пронесли их через всю войну — они клали надушенный платок в карман гимнастерки, и этот аромат из мирного времени помогал им не отчаиваться на фронте…

         Вряд ли в этот период кто-то в СССР не знал о «Красной Москве», но таковых точно не осталось в 1954 году, когда на экраны вышел кинофильм «Большая семья». Буквально в самом начале фильма главный герой – молодой рабочий-стахановец – дарит «Красную Москву» своей младшей сестре, отличнице-десятикласснице.Та в восторге, но упрекает брата за траты: 60 рублей же!»Красная Москва» в фильме – в дизайне 1950-х: красная узорчатая коробка еще с кисточкой, которую уберут в 1960-х.

Годом позже, в 1955-м, фильм был показан на Каннском кинофестивале и был отмечен за лучший актерский состав – можно сказать, что «Красная Москва» получила грандиозную рекламу за пределами СССР.

Не исключено, это сыграло свою роль в ее международном признании: в 1958 году «Красной Москве» присудили золотую медаль на промышленной выставке в Брюсселе.

В 1980-х годах «Красная Москва» утвердилась как духи старшего поколения – к этому шло давно, а в 80-х стало данностью, что очень четко зафиксировал М.Козаков в своем фильме «Покровские ворота», снятом в 1982 году. Там прозвучала знаменитая фраза: «Эти духи ты подаришь маме – она обожает «Красную Москву».

Духи получили множество наград на международных конкурсах и выставках и завоевали любовь женщин во всех мировых столицах.

Формулу духов старались не менять, но в 70-х ввели новые ГОСТы, и «Красная Москва» стала менее насыщенной. Вообще, это было последнее десятилетие её триумфа… Интерес к духам шел на спад, и в 80-х «Красная Москва» воспринималась уже как возрастной аромат. «Новая заря» пыталась оживить популярность за счет гостей Олимпиады и Фестиваля молодежи и выпустила духи в упаковке с видами Кремля. Сувенирные продажи прошли успешно.

И в настоящее время, представленные на временной выставке предметов советского быта, проходившей в краеведческом музее, духи  «Красная Москва» привлекали к себе неизменное внимание, а их аромат навевал ностальгические воспоминания у посетителей музея, знакомых с советской эпохой.

Материалы предоставлены
ст. научным сотрудником краеведческого музея И.Н.Сороковых

#ИнтересноЗнать, 2020, История одного экспоната, Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *