Есть в Елецком городском краеведческом музее один любопытный экспонат – японский меч. Вау!!! Катана – спросят любители экзотики?! Нет…Неужели –тати?!!!Увы нет. Всего лишь син-гунто… Но от этого он не менее интересен!
Давно улеглась пыль прошедших битв, легенды о самураях забылись…Один период сменялся другим…На смену Эдо (1603-1868 гг.) пришёл Мейдзи (1868-1911 гг.), а Мейдзи – Тайсё (1912-1926 гг.). Наш «герой» появился в период Сёва (1926-1989 гг.). Победа в русско-японской войне (1904-1905 гг.) и успешные военные действия в Маньчжурии и Китае в начале 1930-х гг. породили сильные националистические чувства ,которые выразились введением нового типа оправы меча – сингунто. Син-гунто в переводе с японского – новый военный меч. Син-гунто был сделан на основе традиционного меча тати и образец хорошего качества имел все детали, полагающиеся тати.
Меч син-гунто использовался на протяжении всей Второй мировой войны сухопутными и военно-воздушными силами японской армии. Наш «японец» явно офицерский образец, о чём свидетельствуют достаточно богатая отделка и металлические ножны данного экземпляра. Рукоять снабжена набалдашником (кабуто-ганэ) и петлёй для темляка (сарутэ). Темляк позволял лучше удерживать меч в руке. На нашем экземпляре он сделан из коричневой и синей тесьмы с двумя кистями, что соответствует уровню младших офицеров японской армии (от унтер-офицеров до капитана). Для удобства фиксации он также снабжён скользящим зажимом. Под обмоткой рукояти, имеются декоративные позолоченные бляшки (мэнуки) в виде трёх цветков сакуры. Муфта (фути) у основания так же украшена изображением сакуры и листьями. Деревянное основание рукояти меча покрыто светлой кожей ската (самэ) и обмотана коричневым шнуром. Латунная гарда (цуба) данного артефакта позолоченная и характерной формы «аой», что принято для данного вида мечей.
Муфта и набалдашник сделаны с помощью точёной гравировки и выполнены в стиле листьев и цветов сакуры. Край каждой грани и фигурный профиль выделяются позолоченной кромкой. Цуба имеет овальную форму с четырьмя уплощенными лопастями с заостренными выступами. Обе стороны гарды (цубы) украшают рельефные изображения цветов сакуры. Набалдашник (кабуто-ганэ) так же имеет сквозное отверстие для вставления втулки, через которую присоединялась латунная петля (сарутэ) для темляка. Клинок у данного меча отковывался с помощью ручной и машинной ковки.
Длина клинка — 680 мм, длина рукояти — 230 мм. За годы своего существования клинок «приобрёл» тёмные пятна. Закреплялся меч в ножнах с помощью зажимной скобы. Ножны металлические, зеленовато-коричневого цвета ,что лишний раз подчёркивает офицерский статус этого меча.
Уставной прибор ножен состоит из:
1.Устья (кутиганэ);
2.Обоймицы (аси);
3.Нижней скрепы (сибабики);
4.Наконечника (исидзукэ).
На ножнах имеется кольцо для крепления меча к ремню. Носился такой меч как и его «старший» брат тати выгнутой стороной вниз, в отличии от «легендарной» катаны.Общая длина данного изделия с ножнами — 1000 мм. К сожалению, время мало пощадило данный меч. Темляк сильно выцвел, а ножны и латунный прибор сильно потёрты. Позолота мало сохранилась.
Но думал ли наш «самурай», созданный в 1934г., что ему ещё сильно повезёт в отличие от своих собратьев? Дело в том, что син-гунто был продуктом массового производства, а поэтому был лишен того качества и красоты «старых» мечей. На их изготовление шло железо плохого качества и зачастую они были практически без украшений, особенно мечи для сержантского состава. Их не делали в старых школах оружейников, где у каждого мастера была своя функция при изготовлении и сборке. Где секреты изготовления передавались от мастера к ученику и держались в строгой тайне от посторонних глаз. Нет… Син-гунто не удостоился такой чести. Его делали на заводах и фабриках Японии. Практически по одному лекалу, при помощи станков. Для сержантов совсем плохие, для младших офицеров чуть получше. Получше сталь для клинка, побогаче отделка рукояти. И чем эта отделка богаче, тем выше статус владельца. Поэтому наш «боец» может чувствовать себя японским императором среди своих подданных. Ему повезло. Со своей задачей он справился. Он дал почувствовать себя героями давно ушедших битв, таких как Удзи и Сэкигахара. Лишь былого величия победителей тех сражений не удалось вернуть. Чем для Японии всё закончилось во Второй мировой войне мы знаем… Для Страны восходящего солнца всё померкло и потускнело. Как потускнела и та позолота на мече син-гунто, что хранится в Елецком городском краеведческом музее!
Материалы предоставлены
научным сотрудником Лавреновым К. А.