Скульптор Алексей Матвеевич Измалков (1905-1968)
Село Измалково, в котором чуть не половина жителей звалась Измалковыми, издавна слыло селом зажиточным. Из поколения в поколение в нем совершенствовалось и передавалось гончарное мастерство. Среди отличных мастеров этого ремесла особо выделяли гончара Матвея Измалкова, его работы пользовались большим спросом. Сам он был человеком грамотным, хозяином радушным, словоохотливым, нередко в доме бывало много гостей. Так в августе 1905 г. заехал к Измалковым И.А.Бунин, интересовавшийся работами мастера и иногда кое-что приобретавший у него. А в доме радость – сын родился, тут же усадили барина за стол. В шумном пиру возникла идея предложить Ивану Алексеевичу стать крестным мальчика. Барин согласился при условии, что сам даст имя ребенку. Мальчика назвали Алексеем.
Как принято, Матвей планировал, что сын унаследует профессию отца. И стал бы Алексей Измалков гончаром, если бы не революция.
Летом 1919 г. Алексей приехал в Елец по торговым делам, где случайно познакомился с комиссаром Александром Вермишевым. Этот одаренный человек — коммунист, участник трех революций, пламенный оратор – да и вся атмосфера революционного горения вокруг него произвели на Измалкова неизгладимое впечатление. Рейд генерала К.Мамонтова в августе 1919 г. подтолкнул Алексея в 14 лет взять винтовку и вступить в ряды Красной Армии.
Четыре года носила боевая судьба Измалкова по фронтам гражданской войны: он воевал с Деникиным, освобождал Крым, потом его направили в Среднюю Азию на борьбу с басмачами. Увидев азиатское многоцветье, Алексей начал писать: его повесть «Гассан-Кули», рассказы «Смерть узбечки», «Хасанов арык», «В дебрях Восточной Бухары» публиковались в красноармейских газетах под псевдонимом «Алексей Туркестанский».
В 1923 г. Измалков был направлен на учебу в г. Орел: командные пехотно-пулеметные курсы. Начальник школы заметил художественные способности курсанта и ходатайствовал о получении направления на учебу в Москву, на рабфак искусств им. Луначарского. Измалков учился у живописца Н.Н. Купреянова, скульптора А.В. Бабичева, слушал лекции А.В. Луначарского, А.Е. Богомолова, И.Г. Петровского. У рабфаковцев была насыщенная жизнь и вне стен учебного заведения: они постоянно посещали спектакли, концерты, митинги, дискуссии, встречались с В.Маяковским, С.Есениным, Н.Обуховой, бывали в гостях у многих крупных художников, артистов, писателей.
В 1929 г., окончив рабфак, Измалков поступил в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), позже преобразованный в Академию художеств.
В 1932 г. он вступает в только что созданный Союз художников.
В это время часто практиковались творческие командировки для бригад художников. Измалков едет в Севастополь, к морякам Черного моря. Эта поездка дала толчок к активной работе, было создано множество произведений, а морская тема останется в творчестве скульптора до последних дней жизни.
Развернувшиеся грандиозные работы по реконструкции Москвы открыли новое широкое поле деятельности для скульптора. В 1930-х гг. строятся 11 новых мостов через Москву-реку, все должны были быть оформлены скульптурными композициями. Для нового Москворецкого моста Измалков в короткий срок выполнил композицию «Чапаев».
В 1938 г. Алексей Матвеевич знакомится с известным летчиком Валерием Чкаловым, с первой же встречи между ними устанавливаются теплые непринужденные отношения. Весть о трагической гибели летчика потрясла скульптора. По свежим впечатлениям он начал делать наброски, бросаясь от одного решения к другому. Поиски продолжались долго. Результатом явился ряд работ: прежде всего, ростовая двухметровая бронзовая фигура В.Чкалова, которая являла определенную ступень в развитии художника и принесла ему известность в масштабах страны. В краеведческом музее вы сможете увидеть гипсовый бюст 1949 г. Для творческого метода Измалкова вообще было характерным по многу раз возвращаться к одному замыслу, делать на одну тему несколько различных композиций, бюстов, фигур. Он не искал в искусстве легких путей. Присущие скульптору настойчивость и ответственное отношение к поставленным задачам проявляются практически во всех его работах.
Так, к примеру, над портретом Феликса Дзержинского Измалков работал почти четыре года – собирал материал, изучал письма большевика-ленинца. Первый бюст появляется в 1938 г. Затем шесть вариантов портрета сделал скульптор, прежде чем нашел решение, удовлетворившее его.
С первых же дней войны Измалков отправляется на фронт: воевал вначале в Ярославле, затем в Заполярье, потом его откомандировывают на Черное море.
В конце 1942 г. Измалкова отзывают из части и назначают главным художником Наркомата Военно-морского Флота. По приказу командования скульптор становится в строй славного отряда фронтовых художников, тех, кто вместе с солдатами и моряками, участвуя в операциях, увековечивал героические страницы Великой войны. Разные по своим художественным достоинствам, все работы этого периода обладают одним бесценным качеством: документальной точностью. В коллекции музея есть бюст маршала Советского Союза Георгия Жукова, такая же работа находится в собственности великого полководца.
В послевоенное время, анализируя все виденное и пережитое, скульптор глубже понимает стоящие перед ним задачи. Теперь он особое внимание уделяет поискам типического, в облике конкретной личности старается выявить социальные черты.
В творческом пути Измалкова есть своя последовательная линия развития. В юности он любил сюжеты, насыщенные действием, открытой эмоцией. Для их воплощения скульптор выбирал моменты кульминаций, широко использовал детали, которые служили для описания персонажей, обозначения места и времени происходящего. В дни войны скульптор встречается со своими героями, живет их жизнью и многое начинает понимать по-другому, глубже. Вместе с этим к Измалкову приходит и более сдержанный художественный язык. Теперь он не боится статичных композиций, скорее даже предпочитает их. И в этом предпочтении – понимание огромных возможностей скульптуры.
«Великим и неисчерпаемым» называл Измалков образ Владимира Ильича Ленина. К этому образу отношение было очень серьезное, работ было много, но до определенного времени скульптор их почти не выставлял, считая несовершенными. Алексей Матвеевич изучал иконографический материал, читал работы Ленина, воспоминания о нем. Результатом явился ряд станковых фигур, установленных в разных городах. В коллекции краеведческого музея имеется небольшая скульптурная композиция «Джон Рид и В.И. Ленин».
60-е годы XX в. в творчестве Измалкова можно сравнить с щедрой осенью – временем сбора урожая. Все, что на протяжении многих лет было найдено, накоплено, дало свои результаты. Во всеоружии дарования, мастерства и опыта с юношеской энергией работает скульптор, ставя перед собой задачи разного плана и с успехом их решая.
Прямой нос, крупные, в жестких складках губы, обширные плоскости высокого лба. Лицо человека цельного, привыкшего к напряженной мыслительной работе, — и одновременно аскетическое, иссушенное какой-то большой страстью. Это портрет великого русского шахматиста Александра Алехина работы Измалкова. В небольшом по размерам, простом по пластике произведении скульптор сумел показать могучую мысль, сильный дух и трагическую судьбу величайшего шахматного гения, большую часть жизни прожившего на чужбине и всем сердцем тянувшегося к родине, вернуться на которую ему так и не удалось.
Измалков был человеком большой эрудиции, разносторонних интересов, любил и неплохо знал театр и музыку. Все это в сочетании с природным юмором и исключительным жизнелюбием делало его приятным, интересным собеседником, привлекало к нему людей. Среди его многочисленных друзей и знакомых были не только моряки и художники, но и писатели, артисты, музыканты. Встречи с друзьями обогащали Измалкова и как художника. В его интересе к ним было немало чисто профессионального.
В молодости Измалков несколько раз встречался с Сергеем Есениным, любил его стихи и многое знал наизусть. Всегда очень волновался, слушая его. Образ поэта был ему дорог и близок, и работал скульптор над ним много. В творческом наследии Измалкова насчитывается свыше 20 фигур и портретов поэта. Первый из них был создан еще в 1935 г., но большая часть приходится именно на 60-е годы.
Обширная галерея деятелей культуры создавалась Измалковым годами и насчитывает десятки имен. Это композитор Модест Мусоргский и писатель Леонид Андреев, поэты Адам Мицкевич, Федерико Гарсия Лорка и Александр Блок. К каждому из этих портретов Измалков подходил как к еще одной ступени на пути постижения смысла и значения творческого начала в жизни человека. Эта тема прошла через всю его жизнь. Даже увлеченный другими замыслами, скульптор продолжал размышлять над ней, делал наброски, эскизы портретов людей творческого труда.
В наследии Измалкова много портретов и фигур, посвященных деятелям сцены. Давние дружеские отношения связывали его с оперной певицей Надеждой Обуховой. В ее первых портретах в образах Марфы из оперы «Хованщина» и Кармен скульптор ищет и воплощает отдельные стороны характера и дарования актрисы. Постепенно образ наполняется, становится выразительным, жизненно емким. В бюсте 1961 г. автор передал состояние большого патриотического и творческого подъема. Настроение торжественности, приподнятости и одушевленности ощущается в гордо поднятой голове, в мимике лица с твердо сжатыми губами, в устремленном вдаль взгляде певицы. И вместе с тем портрет обаятелен и лиричен.
Измалков был художником эмоциональным и трудолюбивым, влюбленным в свое дело. Его волновало многое – история и современность, образы людей творчества и рабочих, герои прошлого и те, кого он знал лично, с кем встречался в годы тяжких военных испытаний и в мирные дни.
Но над каким бы сюжетом скульптор ни работал, он всегда видел и умел показать главное, что считал задачей всей своей жизни, — красоту и величие духа сынов любимой им Родины.
Необходимо отметить, что в Елецком краеведческом музее хранится 21 скульптурная работа Алексея Матвеевича Измалкова. Это самая большая коллекция гипсовой скульптуры одного автора. Часть из них была передана в дар супругой скульптора Екатериной Никифоровной Ольшанской в 1970-х гг., некоторые произведения – закуплены музеем у нее же.
с.н.с. МБУК «ЕГКМ» А.Ю.Шебалова
«С первых же дней войны Измалков отправляется на фронт: воевал вначале в Ярославле, затем в Заполярье, потом его откомандировывают на Черное море.»
Здравствуйте, Ярославль находился в тылу, войны там не было. Алексей Матвеевич обучался в Ярославском флотском экипаже.
Кто интересно это написал? Про Ярославль…Алексей Матвеевич быд дядей моего отца. Мой отец воевал, много рассказывал про все и всех и вот мне позор, что именно такие факты мне не известны…