Герой Социалистического Труда В. М. Медведев из Ельца

В годы Великой Отечественной войны свой немалый вклад в победу над фашизмом внес советский тыл. От каждого труженика требовались огромные усилия в работе и полная отдача. Среди известных и неизвестных героев тех лет есть имя Виктора Михайловича Медведева. Он родился в 1913 г. в Брянске в семье железнодорожника. Позднее его отца, Михаила Алексеевича, перевели на станцию Узловая в качестве машиниста паровоза. Так, маленький Виктор оказался в новой для себя обстановке, он рос под стук вагонных колес и гудки поездов.

Интересен факт, имеющий непосредственное отношение к истории нашего города: при строительстве Ряжско-Вяземской железной дороги в Тульской губернии возникла станция второго класса Хрущево, от которой прошла ветвь на Елец через города Богородицк и Ефремов. В 1877 г. ее переименовали в Узловую.

В 1928 г. Виктор окончил Узловскую семилетнюю школу, а через четыре года — Калужскую школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при заводе Наркомата путей сообщения. Медведев работал на станции Узловая помощником машиниста, а на следующий год он стал машинистом. Водил паровоз ЭМ-733-79. После окончания курсов Наркомата путей сообщения Виктор был назначен машинистом-инструктором, в том же году получил должность заместителя начальника депо по ремонту, а в 1939 г. стал заместителем начальника депо Узловая. За отличие в труде В. М. Медведев был награждён знаком «Ударник Сталинского призыва».

Осенью 1942 года его рекомендовали на должность исполняющего обязанности начальника паровозного депо Елец Московско-Донбасской железной дороги.

Виктор Михайлович трудился на этой должности до Великой Отечественной войны. Во время эвакуации станции Узловой в ноябре 1941 г. он лично руководил вывозом деповского оборудования. Осенью 1942 г. его рекомендовали на должность исполняющего обязанности начальника паровозного депо Елец Московско-Донбасской железной дороги. Обстановка здесь была крайне сложной. Коллектив разрушенного бомбежками предприятия с трудом осуществлял подачу локомотивов для перевозок войск Брянского и Воронежского фронтов, готовившихся к наступательным операциям. С приходом нового руководителя работа закипела: улучшались показатели основных ремонтных цехов, более ответственно работники стали относиться к своим обязанностям, повысилась дисциплина, объемы перевозок стали возрастать. Трудиться приходилось под разрывами вражеских бомб, на рабочем посту погибали смертью храбрых многие труженики депо. Тыл становился настоящей передовой.

Уже через два месяца напряжённого труда елецкое депо стало выходить из прорыва. В одной из характеристик того времени отмечено следующее: «За время работы в депо Елец В. М. Медведев показал себя исключительно организованным, дисциплинированным, волевым командиром, обладающим достаточным практическим опытом, желающим сочетать поведение командира с техническим руководителем и достаточными способностями организатора… С возложенными обязанностями начальника депо вполне справляется…» В марте 1943 г. Медведев был утвержден в должности начальника елецкого паровозного депо. Самоотверженный труд коллектива сделал многое для обеспечения воинских перевозок. В феврале-марте 1943 г. через Елец осуществлялось перебазирование войск Центрального фронта из Сталинграда в район Курского выступа.

Известно, что во время подготовки к Курской битве из-за разрушений железных дорог затруднялся пропуск поездов, поэтому руководством было предложено строить обходы. Первый из них под названием «Октябренок» соединил линию Лев Толстой — Елец с линией Елец — Липецк — Грязи. Появилась возможность пропускать поезда этого направления без захода на станцию Елец. Второй «Извальский» обход возвели позже. Он соединял направление Липецк — Елец — Касторная. Для того, чтобы связать эти два обхода, проложили соединительный путь под названием «Пионер». Ещё один обход был построен на направлении Ефремов — Елец — Орел.

Значение обходов хорошо понимало военное руководство. Бывший командующий по тылу Брянского, Центрального и 1-го Белорусского фронта генерал Н. А. Антипенко вспоминал: «В феврале 1943 года возникли большие затруднения с железнодорожными перевозками. Елецкий узел перегрузили до крайности, и, заметив это, противник усилил авиационные налёты на него. Вот тут-то и сказалось значение обходного железнодорожного пути, построенного вокруг Ельца. Фактически мы не имели ни часа перебоев в пропуске поездов по обходному пути, когда станция и главные пути подвергались вражеским ударам». Строились эти обходы в тяжелых военных условиях в сжатые сроки силами 17-й железнодорожной бригады и местного населения.

К сожалению, в этой должности Виктор Михайлович работал недолго. Бессонные ночи, тревоги, заботы о нуждах фронта подорвали здоровье Виктора Михайловича. К тому же, в апреле 1943 г. во время налёта вражеской авиации Медведев получил тяжелое ранение ноги. На лечение его отправили в Сталиногорск (современный г. Новомосковск Тульской области). В результате ампутации началась гангрена. Срочная доставка больного в Москву для лечения оказалась безуспешной, и 2 января 1944 г. его не стало. Он был похоронен на Даниловском кладбище г. Москвы. Незадолго до этого трагического события Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года В. М. Медведев был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В эксплуатационном локомотивном депо Елец-Северный чтут память об этом выдающемся человеке. На установленной мемориальной доске можно прочесть: « В этом здании работал участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда СССР Медведев Виктор Михайлович — начальник паровозного депо станции Елец (1942-1943 гг.). В музее истории елецкого депо хранятся ставшие историей материалы, посвященные мужественному железнодорожнику.

Информация предоставлена
Ст. научным сотрудником музея купечества и сословий Т.А.Семенец

#ИнтересноЗнать, 2021, Музей онлайн, Новости, Таланты Елецкой землиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *