Фотография прочно вошла в нашу жизнь. В своем развитии этот вид искусства претерпевал различные изменения, появлялись новые направления. Фотографы ориентировались на документальность, реализм, что было характерно для этого периода времени. Однако на рубеже веков в художественной светописи возникло новое направление, получившее название пикториализм (в английском языке – «живописный»). Сторонники этого направления отстаивали приоритет творческой личности, а творческим ориентиром для них служил импрессионизм. История сохранила имена многих известных фотографов-пикториалистов. Одним из них был Н. А. Петров, посвятивший свою жизнь фотографии как искусству.
Николай Александрович родился 6 сентября 1875 г. в г. Ельце Орловской губернии в семье почетного потомственного гражданина А. А. Петрова. Купцы первой гильдии Петровы торговали зерном, мукой собственного производства, имели мельницы, салотопенные и мыловаренные заводы, но главным делом жизни четырех поколений этой семьи стало строительство в Ельце Вознесенского собора. Горожане называли его «Малый Исаакий», уподобляя новый величественный храм грандиозному Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.
В имении Петровых, расположенном на окраине Ельца, останавливались архитектор А. В. Каминский – автор проекта соборного трехъярусного иконостаса из резного золоченого дерева, художники А. И. Корзухин и К. В. Лебедев, занимавшиеся росписью Вознесенского храма, композитор С. В. Рахманинов. Здесь можно было встретить знаменитого архитектора Ф. О. Шехтеля, украсившего дом Петровых нарядным кокошником и сделавшего проект – чертеж зимнего сада. По его же рисунку построили и беседку в большом красивом, ухоженном парке с яркими цветущими клумбами, замечательными двухуровневыми прудами, романтическими мостиками и рукотворным островом. Повсюду, по воспоминаниям дальнего родственника Петровых писателя М. М. Пришвина, чистота была необыкновенная. Во многом великолепие парка было заслугой Александра Александровича (младшего).
Уже в ранней юности Николай увлекся фотографией. Отец, также Александр Александрович, поощрял увлечение любимого сына, который запечатлевал на память своих родных, знакомых, а также виды паркаВ 1894г. молодой ельчанин закончил училище в г. Воронеже. В этот же год не стало отца, и брат Александр, который был старше Николая на четырнадцать лет, заменил его. Н. А. Петров поступил в Рижский политехнический институт на сельскохозяйственное отделение. Александр, на плечи которого легло управление большим наследством, материально поддерживал его. В 1900 г. Николай получил специальность агронома. В Германии в г. Карлсруэ изучал химию, микробиологию. У профессора Ф. Шмидта постигал искусство фотосъемки. Полученное еще в Ельце при домашнем воспитании знание французского, немецкого и английского языков ему очень ему пригодилось.
В 1903 г. Николай переехал в г. Киев, где в то время работали известные русские художники — В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, который по матери, урожденной Ростовцевой, приходился Петровым дальним родственником. В 1905 г. Н. А. Петров начал преподавать в Киевском политехническом институте на кафедре ботаники и вел факультативом курс фотографии.
Именно в Киеве начался расцвет творчества фотохудожника Н. А. Петрова. Еще будучи второкурсником он дебютировал в 1896 г. на фотовыставке в Риге, где ему вручили высшую награду — золотой жетон. С 1906 по 1911 гг. Николай Александрович возглавлял киевское фотографическое общество «Дагерр». С 1912 г. заведовал художественным отделом в журнале «Вестник фотографии» и являлся соредактором этого издания. Тогда же он публиковал в журнале программные статьи о фотографии как одном из методов изобразительного искусства, ее преимуществах и области ее применения. В 1912 г. Николай Александрович издал в Германии книгу «Художественная фотография в России». В Англии в 1913 г. вышло в свет новое его произведение — «Пикториальная фотография в России».
«Каждый снимок, — писал Н. А. Петров,— каков бы он ни был, в большей или меньшей степени носит следы индивидуальности фотографа, и если снимок лишен художественных достоинств, то причиной этого является не бездушность аппарата, которым он снят, а бездарность фотографа, или его художественное невежество, или, наконец, его недостаточное знакомство с фотографической техникой».
Первым в отечественном фотоискусстве Николай Александрович начал применять объектив типа монокль, так называемую однолинзовую систему, которая благодаря мягкой, немного расплывчатой прорисовке деталей дает возможность достигать особой живописности изображения.
Рабочим инструментом в его руках стал свет, помогавший создавать незабываемые образы. Таковы фотоработы: «Оля Петрова», «А. В. Петрова», «Н. Д. Козлова», «Саня Петров», «Розовый куст», «Читающая у окна», «Автопортрет». Н. А. Петров стал подлинным мастером психологического фотопортрета.
Делая профессиональные обзоры международных художественных выставок в Дрездене (1909), Будапеште (1910), Гамбурге (1911), Данциге (1911), а также киевского Салона (1911), Н. А. Петров достойно представлял разделы об отечественных фотомастерах и их работах. Благодаря своему высокому авторитету, ему удавалось собирать на киевские Салоны известных фотохудожников России, Европы и Америки.
В 1909 г. нашего выдающегося земляка избрали членом-корреспондентом Дрезденского фотографического общества, позже членом-корреспондентом Гамбургского общества ревнителей фотографии. 30 января 1913 г. он стал почетным членом Российского фотографического общества. С 1914 г. мастер светописи состоял в творческой группе «Молодое искусство».
После революции профессор Н. А. Петров оставался одним из ведущих педагогов фотодела в киевских вузах. Он вел преподавание в Киевском политехническом институте, затем в Художественно-индустриальной профшколе, Киноинституте. Одновременно руководил секцией судебно-фотографических исследований Киевского института научно-судебной экспертизы. С 1916 г. наш земляк стал сотрудником Кабинета научно-судебной экспертизы при прокуратуре Киевской судебной палаты. В 1920-30 г. им был совершен ряд оригинальных открытий в НИИ судебных экспертиз. В частности, он разработал способ восстановления стертых текстов и подписей, что очень важно при проведении экспертиз.
Несмотря на большие заслуги и высокий авторитет фотохудожника, в 1930 г. в «Киногазете», издававшейся на Украине, появилась статья П. Цвилого «Оппортунизм в Киевском киноинституте». Автор публикации утверждал, что Н. А. Петров не отвечал требованиям времени. Вышедшая в печати статья не могла не задеть чувства Николая Александровича. Кроме того, нашего земляка глубоко травмировали революционные события в стране в 1917 г., усиливающиеся репрессии, преследование семьи старшего брата Александра. Племянница фотохудожника Ольга Александровна Петрова (в замужестве Красовитова) не избежала ГУЛАГа. Все это отразилось на его здоровье. В 1936 г. с известным фотографом случился инсульт. Уроженец г. Ельца Н. А. Петров ушел из жизни 9 апреля 1940 г.
Уже после его смерти журналист и знаток истории фотографии Л. Ф. Волков-Ланнит писал, что Н. А. Петров был учителем многих советских фотохудожников, в том числе, известного впоследствии мастера П. К. Новицкого — российского и советского фотографа, оператора кинохроники и документального кино, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.
Материалы предоставлены
ст. научным сотрудником краеведческого музея Т.А.Семенец