С именем известной советской певицы, исполнительницы русских и цыганских романсов Изабеллы Юрьевой связана целая эпоха. В 20-е-30-е гг. ее живой, незабываемый голос звучал из многочисленных радиоприемников и на эстрадных площадках. Ее песни знали и любили в стране.
Изабелла Даниловна Ливикова (настоящее имя певицы) родилась 25 августа (7 сентября) 1899 г. (по паспорту в 1903 г.) в г. Ростове-на-Дону в многодетной семье. Её отец, Даниил Григорьевич, был мастером по театральным шляпам, а мать, Софья Исааковна — постижёром-изготовителем париков и шиньонов. Сцена постоянно манила к себе маленькую Беллу, любившую петь.
Однажды на концерте к ней подошла старая цыганка, и ее слова впоследствии оказались пророческими: «Сама цыганкой станешь. Королевой назовут. На трон посадят. Жених по жизни на руках понесет. Славу и забвение узнаешь. Жить долго будешь». Волей случая, шестнадцатилетняя Изабелла оказалась на городской эстраде. Ее выступления сопровождались оглушительными аплодисментами многочисленных зрителей.
Совсем молоденькая девушка, она уехала из дома и устремилась в Петроград. В городе на Неве начала учиться вокалу у композитора А. В. Таскина, говорившего, что голос у Юрьевой «поставлен самой природой». В 1920-е гг. имя исполнительницы старинных русских и цыганских романсов и песен Изабеллы Юрьевой было уже известно и в Москве. Для нее композитор Б. И. Фомин написал произведения «Не надо встреч» и «Саша», которые принесли ей большую популярность. Ее Почитатели таланта Изабеллы стали называть ее «белой цыганкой». Сама певица очень любила исполнять такие романсы, как «Если можешь, прости», «Сияла ночь», «Я так любила вас», «Жалобно стонет ветер осенний», «Роща», «Валенки».
Крутой поворот в судьбе исполнительницы произошел в начале 1930-х гг., когда советское правительство решило провести искоренение «мещанства и пошлости» в рамках культурной революции, которая предусматривала перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияние старой идеологии и создание новой культуры. Считалось, что романсы о любви и разлуке, верности, страданиях и радости встреч отвлекали строителей социализма от основных задач. Однако в 1937-м состоялась первая фонографическая запись голоса Изабеллы Юрьевой, а позднее вышла дебютная пластинка «Старинные романсы и песни». После того, как Изабелла Даниловна отказалась воспевать достижения первых пятилеток, ее выступления стали запрещать, в ход пошли клевета и абсурдные обвинения.
Долгое время ее слушателями были только близкие люди. В 1941 г. мирная жизнь советской страны была прервана войной. Практически с самых первых ее дней певица находилась на переднем крае. Она ехала то в район Сталинграда, то на Карельский фронт, то в блокадный Ленинград. В репертуаре Изабеллы Даниловны были патриотические песни, поднимающие боевой дух, но солдаты постоянно просили ее спеть романсы, которые возвращали их в мирное время и дарили душе покой. Бойцы на короткое время забывали о грозной войне, когда слушали в ее исполнении «Очи черные», «В старом саду» и «Белую ночь». В одном из интервью И. Д. Юрьева говорила об этом так: «Для меня всего ближе был благородный романс. Не разухабистый. Потому что я сама по натуре лирик, и я любила именно такие романсы — благородные, красивые, неизбитые. Солдатам это и нравилось».
После войны заслуги исполнительницы не оценили – вновь пошли многочисленные запреты, ей дозволялось лишь изредка выступать на сборных концертах. В самом начале 1950-х гг. Изабелла Юрьева приехала в г. Елец Орловской области и поступила на работу в школу № 8, находившуюся на перекрестке улиц Лермонтова и Пушкина. В этом здании прежде размещалась частная женская гимназия Е. М. Лысенко. Несмотря на трудные жизненные обстоятельства, певица продолжала петь. Старожилы Ельца, учившиеся в этой школе, до сих пор вспоминают невысокую хрупкую женщину с аккордеоном, которая пела контральто «Вот солдаты идут» и другие песни военной поры. Удивительно легко она находила общий язык с детьми, и они отвечали ей взаимной привязанностью. Каждый исполнитель стремится стать лучшим, чтобы найти свою публику и дарить ей свой талант. Молодыми слушателями замечательной певицы с редким голосом стали в сложное для нее время елецкие школьники, сохранившие об Изабелле Юрьевой добрую память. Поработав некоторое время в Ельце музыкальным работником, она уехала из него.
И. Д. Юрьева ушла из жизни 20 января 2000 г. на сто первом году и была захоронена на Донском кладбище Москвы.
О таланте этой выдающейся певицы в России вспомнили спустя долгие десятилетия, по достоинству оценив ее заслуги перед страной. В 1992 г. Изабелла Даниловна Юрьева была удостоена звания «Народная артистка России». В 1999 г. в связи со 100-летием со дня ее рождения ей был присужден Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а в 2000 г. — премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (посмертно). Ее имя было увековечено на «Площади звезд» перед центральным входом в ГЦКЗ «Россия». Голос выдающейся певицы русской эстрады остался ярким напоминанием о безвозвратно ушедших временах, о благородстве, верности и любви.
Материалы предоставлены
ст. научным сотрудником Т.А. Семенец