Многие известные в стране деятели науки могли с гордостью сказать: «Я — из Ельца!» Среди них был профессор Кристи Михаил Константинович-основатель научной школы по гусеничной технике, основатель и заведующий кафедры «Гусеничные машины» МВТУ им. Н. Э. Баумана, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии. Он — автор ряда книг, учебных пособий и научных статей.
М. К. Кристи родился в г. Ельце Орловской губернии в 1890 г. Из автобиографии земляка: « …Отец умер в 1895 году, то есть, когда мне было пять лет. Мать со своей сестрой жила на пенсию 30 рублей в месяц. Личное (по военной службе) дворянство отца дало мне и брату возможность учиться в кадетском корпусе. По окончании его, с согласия матери и брата (офицера 3-й Гренадерской артиллерийской бригады в г. Ростове Ярославском), я не пошел в военное училище, а поступил по конкурсу в МВТУ. Во время учебы за материальной помощью к брату обращался лишь в исключительных случаях. Жил на личный заработок от «уроков» (репетиторствования отстающих учеников)».
С 1914 г. началась педагогическая работа Михаила Константиновича в области транспортных машин вначале в качестве инструктора на курсах шоферов при МВТУ, затем в редакции и технической организации автомобильного отдела Всероссийского Земского Союза. Таким образом, начало его специализации относится к моменту появления первых более или менее работоспособных гусеничных тракторов. Теоретический курс в МВТУ он окончил в 1915 г. и получил задание подготовить дипломную работу.
Осенью 1918 г. Михаил Константинович вместе с женой переехал из Москвы в г. Новочеркасск, где находились их дети, жившие у родственников. По дороге он заболел испанкой, а когда выздоровел, узнал, что Новочеркасск к этому времени уже занят белогвардейцами. В ходе объявленной мобилизации Кристи, поступивший шофером в авточасть, был переведен преподавателем военно-автомобильной школы. Из автобиографии земляка: «…Когда фронт стал приближаться к Новочеркасску, школу перевели в Екатеринодар, где она тотчас распалась, и я поступил в автомастерские. После прихода Красной Армии я возвратился в Новочеркасск, но по дороге заболел сыпным тифом. После выздоровления поступил в автосекцию. Потом был откомандирован в Донской политехникум и оттуда в МВТУ для сдачи дипломного проекта». Работа на тему: «Трактор типа Фордзон» была успешно защищена в 1921 г. С этого времени началась деятельность ельчанина по специальности «Тракторы».
В годы годы революции Кристи трудился на сборке и восстановлении брошенных белой армией тракторов. Ему впервые пришлось познакомиться с результатом нецелесообразной конструкции первых типов таких машин и начать работу по вопросам оценки и устранения дефектов.
С 1920 по 1932 гг. Михаил Константинович трудился лаборантом, помощником заведующего и заведующим транспортным отделом Научного Автотракторного института (НАТИ). За это время при его непосредственном участии, а впоследствии под его руководством отдел изучил весь путь развития конструкции и производства отечественных тракторов, в том числе и серийного производства тракторов «Коммунар» и «Большевик» и массового производства трактора «Фордзон», а также некоторых других заграничных марок. Сотрудники отдела разработали и провели большое число испытаний тракторов в лабораторных (в НАТИ), полевых (на базе в Черемушках) и дорожных (на полигоне в Нахабино) условиях при одновременном проектировании и освоении лабораторного оборудования, стендов и приборов для испытания машин. Также Кристи работал в Совете Топливного комитета нефтяной промышленности, он занимался и вопросами запчастей для сельхозтехники, что позволило освоить экономическую сторону производства тракторов.
В 1926 г. Михаилу Константиновичу поручили техническую организацию конкурсных испытаний тракторов в Персияновке, Нахабино и в Крыму. Изучение на практике 28 типов тракторов дало новое направление в развитии транспортного отдела НАТИ и позволило М. К. Кристи впоследствии авторитетно выступать на заседаниях правительственных комиссий по выбору типа тракторов для постройки советских заводов СТЗ, ХТЗ и ЧТЗ. Из автобиографии земляка: « Еще более глубокие знания конструкции и производства тракторов дала последующая работа по изготовлению рабочих чертежей запчастей большого числа марок заграничных тракторов, завезенных в СССР. По этим чертежам изготавливались запасные части на 12 заводах. Об уровне развития коллектива работников Транспортного отдела к этому времени можно судить по выпущенному в свет «Атласу трактора СТИ» Лебедевым и Силавиным под моей редакцией, в котором впервые были отражены все особенности конструкции, связанные с массовым производством трактора. Во всех работах принимал непосредственное участие и я.» Одновременно он занимался большой научно-исследовательской и педагогической, преподавательской деятельностью.
В 30-е гг. Россия включилась в создание бронетанковой техники наравне с развитыми в то время капиталистическими странами (Франция, Англия, США). Основные отечественные серийные танки первого и второго поколений имели прообразом иностранные модели. С 1932 г. Кристи был вынужден оставить работу в НАТИ и переквалифицироваться на танки. Вместе с сотрудниками Михаила Константиновича перевели в Военную академию механизации и моторизации и зачислили в Красную Армию как старшего преподавателя с военным званием Т–11 (два ромба). По сравнению с трактором танк более сложная машина с хорошими перспективами. Это обстоятельство заставило обратить особое внимание сотрудников кафедры на теоретический анализ движения гусеничных машин и на теорию отдельных механизмов. В итоге в 1935 г. был выпущен в свет первый учебник по танкам под редакцией М. К. Кристи. Почти все вопросы в этой книге носили характер новых нестандартных путей решения. Одновременно ученым была написана статья «Трактор», помещенная в Техническую энциклопедию.
В 1938 г. в МВТУ им. Н. Э. Баумана были организованы оборонные факультеты, в том числе, «0» (Танковый), в состав которого вошла кафедра «Танкостроение». Ее создателем стал основоположник теории танка, выдающийся инженер Михаил Константинович Кристи. До 1941 г. он являлся научным консультантом при испытании маломощных дизелей во Всесоюзном институте сельскохозяйственного машиностроения и дипломного проектирования в Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства.
В первые годы войны кафедра в составе МВТУ эвакуировалась в г. Ижевск, где не только продолжался учебный процесс, но и делались попытки создать новые образцы военной техники. В частности, были разработаны опытные образцы «метателя бутылок» с зажигательной смесью на базе стандартной винтовки Мосина. Сотрудник Михаила Константиновича — В. А. Иванов, ставший после его смерти преемником на посту заведующего кафедрой, рассказывал, как при создании салазок для испытания противотанковых фугасов с реактивным двигателем наш земляк едва не погиб. Он не пошел в укрытие вместе со всеми, а оставался наверху, укрывшись за деревом. Сразу после старта произошел взрыв, осколок трубы буквально в сантиметрах от головы Кристи впился в дерево, но Михаила Константиновича удручало не это, он пытался разобраться, в чем причина неудачи.
Во время Великой Отечественной войны сотрудники кафедры выполнили большое число проектов разных видов вооружения, в том числе, проект механизма, придающего тяжелому танку большую подвижность и маневренность. Проект был рекомендован Военным Советом ГБТУ к принятию на вооружение Красной Армии. В лаборатории кафедры были действующие образцы гусеничных машин: танки Т–34, БТ–7, тракторы «Комсомолец», С–80, СТЗ-НАТИ имелся полный комплект конструкторской документации, которую должны были изучить студенты. В этот период военная кафедра вела подготовку танкистов. В 1946 г. главному идеологу и теоретику проекта М. К. Кристи была присуждена за эту работу Сталинская премия второй степени и присвоено звание лауреата.
Особенностью научной школы М. К. Кристи заключалась в том, что кафедра имела постоянную связь с промышленностью, с научно-исследовательскими институтами и КБ заводов. По воспоминаниям его современников, энциклопедические знания, необыкновенная скромность и тактичность Михаила Константиновича притягивали к нему людей незаурядных, способных не по приказу, а по совести выполнять любую работу. Окружающим аспирантам, студентам передавалась от него неистощимая энергия и оптимизм, стремление сделать что-то новое, оригинальное. К 70-летию М. К. Кристи сотрудники кафедры ходатайствовали о присвоении ему почетного звания «Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР».
Для кафедры гусеничных машин 1960-е гг. стали годами творческого подъема: появились новые идеи, разработки, методы и т. д. Поэтому знавшие М. К. Кристи люди тяжело восприняли в 1965 г. весть о его уходе из жизни. Известный ученый и теоретик, выдающийся инженер был похоронен на Введенском кладбище г. Москвы. Но память о нем жива в стенах родного МВТУ, в мемуарах его коллег.
Материалы предоставлены старшим научным сотрудником краеведческого музея Т.А.Семенец.