Среди редко упоминаемых имен деятелей искусства – уроженцев старинного города Ельца есть имя талантливой художницы Анны Федоровны Боевой. Родилась она 5 февраля 1889 г. В пятилетнем возрасте вместе с родителями она переехала на жительство в Воронеж. Окончив в 1907 г. Мариинскую женскую гимназию, она училась в Воронежской бесплатной рисовальной школе, участвовала в выставках ученических работ рисовальных и художественных школ, подведомственных Академии художеств в Санкт-Петербурге (1908-1909).
В 1910-12 гг. талантливая ельчанка находилась в творческой командировке во Франции и Италии, где познакомилась с выдающимися произведениями изобразительного искусства Западной Европы, с известными мастерами кисти. В Париже она посещала Академию искусств. В 1916 г. А. Ф. Боева окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором в свое время учился другой наш выдающийся земляк – русский советский живописец и график В. М. Мешков.
К 1918 г. А.Ф. Боева уже имела репутацию хорошего художника и педагога, сочувствующего победившей революции. Она была приглашена на работу в губернский отдел народного образования, где стала членом коллегии губоно и заведующей художественно-просветительским подотделом. Главное внимание среди множества обязанностей Анна Федоровна сосредоточила на подборе в подотдел специалистов. 9 июля 1918 г. коллегия, рассмотрев вопрос о приглашении в подотдел сотрудников, постановила: «Сделать публикации в газетах «Известия Центрального Исполнительного Комитета» и «Известия Воронежского Совета» с приглашением специалистов в художественно-просветительный подотдел (по театральному делу, музыкальному и изобразительных искусств)».
В Государственном архиве Воронежской области хранится датированный октябрем 1918 г. документ, отражающий взгляд А.Ф. Боевой и коллегии отдела на важную роль специалистов в деятельности подотдела: «Заведующими секциями изобразительных искусств, театральной и музыкальной должны быть специалисты по этим искусствам. В обязанности этих заведующих входит разработка всех вопросов как по самой организации музыкально-театрального дела и изобразительных искусств, так и по мероприятиям для проведения их в жизнь, а именно:
1. Разработка планов и создание музыкальной консерватории, уездных музыкальных школ, хоровых и оркестровых обществ, устройство концертов, лекций и прочее;
2. Преобразование существующих театров, их демократизация и создание новых пролетарских театров, обществ, кружков, подыскание новых пьес, постановка их и прочее;
3. Разработка программ и создание Свободных государственных художественных мастерских в Воронеже и уездах (Острогожске и Коротояке) и постановка преподавания изобразительных искусств в школах, основание художественных музеев в Воронеже и Острогожске. Охрана памятников искусства и старины также /53/ находится в заведовании секции изобразительных искусств. Но в обязанности заведующего секцией входит не только подробная разработка указанных планов, но и личная экспертиза при оценке художественных достоинств и денежной стоимости картин и предметов искусства».
Уже в начале своей деятельности Народный комиссариат просвещения РСФСР выдвинул лозунг: «Искусство — фактор просвещения народа». Претворением его в жизнь в Воронежской губернии занимался художественно-просветительный подотдел губнаробраза. В его ведение входила широкая пропаганда искусства среди населения: подготовка и открытие выставок, лекции по искусству, концерты, постановка спектаклей, организация художественно-просветительных кружков, народной консерватории, народной драматической студии, художественного училища, издание литературы по искусству, преподавание искусства в школах, устройство народных празднеств и развлечений. Подотдел занимался также организацией выставок произведений народного творчества, народных хоров и народного театра, собиранием народных песен, основанием музеев. Охрана памятников искусства и старины тоже входила в функции подотдела. Он брал под свою защиту интересные в архитектурном отношении церкви и здания, имевшие художественно-историческую ценность и являвшиеся достоянием государства. В художественно-просветительный подотдел, как и в другие подотделы, коллегия губнаробраза сумела привлечь много работников, хорошо знающих свое дело.
Сотрудники секции изобразительных искусств, а особенно заведующая подотделом А.Ф. Боева, много труда вложили в организацию Свободных государственных художественных мастерских в Воронеже.
28 апреля 1919 г. мастерские были открыты. Коллегия утвердила преподавателей: художников Николая Христофоровича Максимова и Петра Ефимовича Соколова и скульптора Сергея Всеволодовича Сырейщикова. Все они приехали из Москвы. Впоследствии П. Е. Соколов и А. Ф. Боева были соединены супружескими узами.
Наша землячка являлась одним из организаторов Свободных художественных мастерских в Воронеже, Екатеринбурге, Пензе. С 1922 года преподавала в средних школах Москвы. В 1937 г. она была избрана членом Московской организации Союза художников. А. Ф. Боева — участница выставок в Москве (1942, 1949, 1971). Ей принадлежат: серия офортов «На канале им. Москвы» (1940-1950), акварельные пейзажи Крыма, Подмосковья (1950-1970). Александра Федоровна ушла из жизни 19 апреля 1974 г. в г. Москве. Память о ней до сих пор жива в сердцах многих творческих людей.
Материалы предоставлены старшим научным сотрудником краеведческого музея Т.А.Семенец.