Это совершенно удивительный праздник, который отмечается лишь в нескольких странах. Старый Новый год пришел в нашу культуру вместе со сменой стиля летоисчисления. В 1918 году большевистское правительство решило поменять календарь. Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. Первый был создан в Римской империи и основывался на древнеегипетской астрономии. Григорианский календарь же был более точным, его создали в XVI веке с учетом новейших знаний об устройстве вселенной. Разница между двумя системами исчисления составляла 13 дней и создавала неудобства для ведения международных политических и экономических дел и приводила к забавным казусам в повседневной жизни. Например, по датам на почтовых штемпелях выходило, что телеграмму получили в Европе на несколько дней раньше, чем отправили в России.
Переход на западноевропейский календарь произошел 14 февраля 1918 года. Согласно декрету, главной целью всего проекта было «установление в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления». Появился и необычный праздник — старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю, который не был забыт в народе. Однако праздновали старый Новый год не так масштабно, как ночь с 31 декабря на 1 января.
Сначала этот праздник назывался Новый год по старому стилю. Но столь длинное название было неудобным, и появилось словосочетание «старый Новый год».
Старый Новый год отмечается в ночь с 13 на 14 января. Особое значение этот праздник имеет для верующих людей. Ведь современный Новый год выпадает на Рождественский пост, когда многие продукты в пищу употреблять нельзя, да и чрезмерное веселье неуместно. Дело в том, что православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по-прежнему, юлианскому, календарю (по «старому стилю»).
После распада СССР кроме России старый Новый год продолжают отмечать также в Молдавии, в Армении, в Беларуси, в Украине. Традиция встречать старый Новый год сохранилась и в Сербии и Черногории, поскольку сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю. Сербы называют этот праздник сербский Новый год. Старый Новый год отмечается и в Македонии, а также в некоторых немецкоязычных уголках Швейцарии.
В России этот день когда-то приходился на 1 января и назывался Васильевым днём, а канун его — 31 декабря, ставший позднее 13 января, — Васильевым вечером. По старинной традиции в новогоднюю ночь отмечался «богатый» Васильев вечер. В этот день принято было щедро накрывать стол. Василий Великий считался покровителем свиноводов. Есть и народные приметы, связанные с этой ночью. Если небо ясное и звёздное — будет богатый урожай ягод. 14 января садоводы встряхивали плодовые деревья, потому что святой Василий Великий, по народному поверью, ещё и охранял сады от вредителей.
Из книги А.А. Пискулина «У наших ворот всегда хоровод. Русский народный календарь. Цикл бесед о русской традиционной народной культуре и региональных историко-культурных особенностях Елецкого края»:
«Это один из трех главных праздников Святок, после Рождества,
которое открывало Святки, и Крещения, их закрывавшего.
В старинной колядке пелось о том, как идут три братца:
Первый то братец – Рождество Христово
Второй то братец – Крещенье Господне
Третий то братец – Василий Кесарийский
В ночь на Васильев день ходили ряженые, колядовали,
гадали. Дети обходили дворы с пожеланиями богатства. Во
многих регионах исполнялся обряд, называвшийся «посевать
избу». Дети заходили в дом, кланялись хозяевам и исполняли
праздничные песни, в которых содержалось пожелание бла-
годенствия, богатства, семейного счастья.
/…/
В домах в этот день устраивали торжественную трапезу,
во время которой подавали запеченного целиком поросенка.
Поросенок назывался «кесарецким», то есть «кесарийский» —
от названия праздника. Святой Василий Кесарийский в наро-
де считался покровителем свиней.
После молитвы святому Василию хозяин дома начинал «ло-
мать кесарецкого», то есть раздавал всем членам семьи по ку-
ску мяса, оставляя себе голову. После этого хозяин обращался
к святому Василию с просьбой дать благополучие дому, хоро-
ший урожай, защиту и плодовитость домашней скотине. В не-
которых местностях поросенок откармливался на общий счет
и был предназначен для совместного застолья всей деревни,
тогда на стол могли подавать нескольких поросят. Каждый
приходивший на трапезу должен был положить деньги, кото-
рые потом жертвовались в сельскую церковь.
Этот обычай был наследием древних славянских ритуаль-
ных пиршеств и жертвоприношений высшим силам, которые
в обмен на чествование и жертвенную пищу должны были
дать людям просимое у них благополучие. Он перекликает-
ся с распространенным на Святках обычаем давать коляду-
ющим фигурки домашних животных, выпеченные из муки,
чтобы в домах водилась скотина и был достаток.
Традиция празднования Васильева дня настолько сильна,
что большинство из нас празднует его и по сей день как
Старый Новый Год.
Приуроченность важных обрядов к первому дню года соот-
ветствовало народным представлениям о магии этого перво-
го дня, который оказывает влияние на весь наступающий год.
Накануне Васильева дня, Рождества и Крещения принято
было колядовать. Колядовали, в основном, молодежь, дети и,
в принципе, все желающие. Колядующие подходили к дому,
становились под окно и пели колядки.»