ИЕРОМОНАХ ИЕРАКС (БОЧАРОВ): СОХРАНИВШИЙ ВЕРНОСТЬ ИСТИНЕ

Тема памяти затрагивает многие нравственные проблемы, существующие в наши дни, в том числе, проблему исторической памяти, степень интереса людей к историческому прошлому своей малой родины. Собранные по крупицам редкие факты, возвращенные забытые имена, безусловно, связаны с ценностями культурными и нравственными, от которых во многом будет зависеть, каким же будет будущее человечества.

Сегодня мы открываем еще одну страницу в истории г. Ельца и вспоминаем имя иеромонаха Иеракса (в миру Ивана Матвеевича Бочарова), который в начале ХХ в. служил регентом в Вознесенском соборе г. Ельца. Интересна во многих отношениях судьба этого человека.

Будущий священнослужитель родился в 1880 году в селе Верхнем Мамоне Павловского уезда Воронежской губернии. В раннем детстве Иван остался сиротой. Большую помощь подростку оказывали монахи и священноначалие Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Паренек получил образование в местном духовном училище. Музыкальное училище он окончил при содействии монастыря, в котором служил впоследствии регентом.

В 1907-1910 гг. Иван Матвеевич Бочаров руководил архиерейским хором Вознесенского собора в г. Ельце Орловской губернии, широко известным еще с конца ХIХ в. В произведениях писателей-земляков можно найти яркие свидетельства того, какое глубокое влияние на современников оказывало церковное пение. Оно позволяло всем присутствующим в храме деятельно участвовать в богослужении, настраивало прихожан на молитву. 4 декабря 1910 г. Иван Бочаров стал послушником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В апреле 1915 г. принял постриг в монашество с наречением имени Иеракс, что в переводе с греческого означает «сокол» или «ястреб». В это время он исполнял послушание уставщика левого клироса Троицкого собора Лавры. В октябре 1918 г. его возвели в сан иеродиакона, а в следующем году он был рукоположен во иеромонаха самим Святейшим патриархом Тихоном. Иеромонах Иеракс (Бочаров) являлся одним из духовных детей старца Зосимы (Егорченкова), последнего духовника Лавры перед ее закрытием, известного своей прозорливостью и очень чтимого православными москвичами и жителями других городов.

Иеромонах Иеракс продолжал служить в столичных храмах. Но наступали суровые 30-е годы, когда службы приходилось вести тайно, в домашней церкви. На время всенощного бдения и ранней литургии жилое помещение превращалось в храм, а утром принимало свой привычный вид.

В ночь на 6 апреля 1932 г. иеромонах Иеракс подвергся аресту и был приговорен к ссылке в Казахстан на три года. После освобождения он вынужден был перейти на нелегальное положение и поселился у Веры Алексеевны Корнеевой, проживавшей в Московской области на

железнодорожной станции Лосиноостровская. В доме на втором этаже разместилась маленькая церковь, где тайно служил батюшка, там же он и жил, стараясь быть незаметным для окружающих жильцов. Такая жизнь, разумеется, требовала огромного напряжения сил, но о. Иеракс переносил все кротко и терпеливо, доверяясь воле Божией и духовному отцу, который благословил его на этот подвиг. Он выглядел всегда приветливым и жизнерадостным.

6 ноября 1943 года его снова арестовали, заключили в Лубянскую тюрьму, затем в Бутырскую по «Групповому делу антисоветского церковного подполья» и осудили по статьям 58-8, 58-10, 58-11 УК РСФСР с обвинением в участии в организации «антисоветского церковного подполья, в групповой антисоветской деятельности». По этому делу проходили также епископ Афанасий (Сахаров), уже отбывший трехлетний срок в соловецких лагерях, протоиерей Петр Шипков, монахиня Ксения (Гришанова) и духовная дочь иеромонаха Иеракса Нина Владимировна Трапани. Он был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Мариинских лагерях в Кемеровской области, где сблизился с уже знакомым ему епископом Афанасием (Сахаровым), став его духовником и другом. Их сближала не только общность судьбы, но, главным образом, чистота души и чистота веры, никогда и ничем не омрачаемая, качества, которыми обладали они оба. Вместе они молились, вместе скорбели о судьбах Церкви Божией. Все у них было общее.

Кроткий облик заботливого пастыря иеромонаха Иеракса (Бочарова) вдохновил его соузника, ученого и поэта, Петра Николаевича Савицкого на следующие строки:

Кроткость и благость в речах и решенья,
Ласковый старческий вид.
Скромность, предмет моего умиленья,
В каждом движенье сквозит.
Вкус и чутье музыкального ритма,
Твой музыкальный инстинкт
Общую тайну о жизни и мире
В тайных глубинах таит.
Правда твоя – благодатная правда.
Тихую тихость твою
В круге крикливой, кичливой неправды
Тихой любовью люблю.

Будущий священноисповедник, святитель Афанасий писал: «В этом стихотворении, мне кажется, отец Иеракс очень хорошо и точно охарактеризован». После окончания срока иеромонах Иеракс проживал в инвалидном доме для заключенных г. Березняки Мордовской АССР, окруженный заботой духовных дочерей, затем переехал в г. Владимир.

В Церковно-историческом архиве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета хранятся письма иеромонаха Иеракса (Бочарова) к святителю Ковровскому Афанасию (Сахарову), относящиеся к периоду 1954-57 гг. Вот как начинается одно из них: «Глубокоуважаемый дорогой Владыко! Очень и очень благодарю за память обо мне! Сегодня 16/v получил от Вас письмо, из которого узнал и порадовался тому, что Вы имеете весь годовой круг книг, прежних своих дорогих друзей. Знаю, что это для Вас радостная встреча. Надеюсь, не будете скучать, всякий день у Вас все новая будет сердечная беседа».

Ревностный монах и заботливый пастырь, он с большим вниманием знакомился с получаемыми краткими новостями. В ответном письме владыке от 16 мая 1955 г. он вспоминал о службах в Ельце и Лавре, а также о своей жизни в Березняках: «Есть у меня одна книжечка и «Праздничное Песнопение», и то приходится прятать, впрочем, есть еще Св. Евангелие и Пасхальная книжечка Богослужений на всю седмицу. Но все это приходится читать так: взять современную книгу, вложив в нее свою, и читать, держа вертикально над глазами, чтобы не было понятно для окружающих, что читаю, а Параклит Божией Матери читаю наизусть». Имеется в виду Параклисис, включающий канон и акафист Пресвятой Богородице.

Иеромонах Иеракс, сохранивший верность истине и оставшийся свободным в самых тяжелых жизненных обстоятельствах, ушел из жизни 2 октября 1959 года. Его похоронили на Введенском кладбище близ Князь-Владимирского храма г. Владимира, недалеко от могилы матери святителя Афанасия (Сахарова).

Пример жизненного пути и служения иеромонаха Иеракса (Бочарова), оставившего свой след не только в истории елецкого Вознесенского собора и Свято-Троицкой Лавры, где до сих пор чтут память о нем, но и в судьбах иерархов Православной Церкви, важен для нас. Сохраняя память о таких подвижниках, мы стремимся приумножать духовные и нравственные ценности, необходимые для наших потомков, для будущего человечества.

Материалы предоставлены
ст. научным сотрудником краеведческого музея Т.А.Семенец.

#ИнтересноЗнать, 2020, Архив публикаций, Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *