Цикл бесед о русской традиционной народной культуре и региональных историко-культурных особенностях Елецкого края лектора-экскурсовода и этнографа А.А.Пискулина

РУССКИЙ ДОМ

Для русского человека центром жизненного, культурного и сакрального пространства всегда был дом.

В организации внутреннего пространства традиционного русского жилища главную роль играли русская печь и Красный угол.

Печь выполняла массу практических функций: печь обогревала дом, в ней готовили еду, на печи спали и сушили одежду; в южнорусских губерниях в печи мылись.

Важную роль печь играла и в ритуально-обрядовой жизни русских людей. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. Например, был распространен обряд «перепекания». Если ребенок рос слабым и болезненным, считалось, что он родился в несчастливый час и его нужно как бы «родить заново». Для этого ребенка помещали в устье печи, держали там некоторое время, а потом доставали обратно. Повсеместно считалось также, что жар печи способен излечивать многие болезни. По народным поверьям, под печью или за нею живет Домовой. Печь была связана со стихиями огня и земли, что в сознании людей давало ей силу, которая обеспечивает человеку помощь, защиту, предопределяет благополучие в широком смысле этого слова.

В русской избе печь располагалась около входа, занимала значительное пространство, по диагонали от нее, в глубине избы, находился Красный угол.

Красный угол воспринимался как самое главное и священное место в доме русского человека. Здесь помещались домашние иконы, горела лампадка, украшением служили вышитые полотенца; в Красном углу совершались ежедневные молитвы, начинавшие и завершавшие день, предварявшие трапезу, предшествующие любому важному делу. Возле Красного угла ставили самую ценную домашнюю утварь, здесь хранили самые важные семейные бумаги.

Все значимые события семейной жизни отмечались в Красном углу. Здесь, во главе домашнего стола, сидел хозяин дома, проходили ежедневные и праздничные трапезы, в Красный угол сажали самого почетного гостя, на свадебном пиру тут сидели жених и невеста. Во время уборки урожая в Красный угол торжественно ставили первый и последний сжатый сноп, считалось, что они имеют особую силу, обеспечивают дому и семье богатство, удачу, благополучие. Здесь же возле икон весь год хранили освященную в Вербное воскресенье вербу, также наделяемую большой священной и магической силой. При закладке дома повсеместно существовал обычай класть монеты под каждый угол дома, причем под будущий Красный угол клали самую крупную монету.

Почитание угла как священного символа дома уходит во времена славянской древности. В то время как у германцев и кельтов почитаемый домашний очаг располагался в середине жилища, у славян он размещался именно в углу. Очаг согревал дом, здесь жили домашние духи-покровители, здесь совершались семейные обряды, к очагу приглашали почетных гостей. Со временем почитание угла, в котором горит домашний очаг, трансформировалось в почитание печи и Красного угла. И по сей день у русского народа бытует выражение, идущее из глубокой древности, — «иметь свой угол» в значении иметь свой дом.

В разных регионах России имелись свои характерные особенности в устройстве традиционного жилища.

Традиционное крестьянское жилище Елецкого края было типичным для черноземных губерний: Орловской, Курской, Воронежской, Тульской, Тамбовской. Здесь строили небольшие деревянные, нередко обмазанные снаружи глиной, низкие избы с земляным или глинобитным полом. По мере оскудения лесов, крестьяне стали применять в строительстве кирпич. Дома ставились длинной стороной вдоль улицы и покрывались четырехскатной соломенной крышей. Иногда в целях украшения фасады домов расписывались. Проходные «сенцы» делили жилище на две части: избу и горницу. Изба отапливалась русской печью, горница не отапливалась. Вдоль стен тянулись лавки и полати.

Дворовые постройки были расположены за домом, они обычно шли по периметру двора и составляли замкнутое, открытое в центре пространство. В зажиточных хозяйствах двор иногда разделяли на передний, более чистый, где около дома размещали пуньки, амбары, сараи и навесы для повозок, погреб; и задний, где содержали скот в закутах (хлевах) и варках (загонах). Варок – это крытое помещение для лошадей, имевшее только заднюю стену. Варки были распространены в южнорусском регионе, в частности, в Орловской губернии, где было развито коневодство. На значительном расстоянии от дома, в конце огорода, устраивали гумно, с открытым током для молотьбы зерна и сараями для хранения снопов, обмолота и просушки. Распространена была клуня – большой сарай, служивший для хранения снопов, для обмолота хлеба в плохую погоду. Пуньками называли небольшие надворные постройки, рубленые или сплетенные из гибких прутьев. Их использовали для хранения кормов, соломы, сена; в теплое время года в пуньках могли спать.

Реалистически точные, изобилующие подробностями описания традиционного для Елецкого края жилища дает Иван Алексеевич Бунин в произведениях, посвященных крестьянской жизни. Например,- описание усадьбы в повести «Деревня»,- оно поражает конкретикой и точным знанием вопроса: «Вот богатый двор. Серая рига на гумне. Варок, ворота, изба – все под одной крышей, под старновкой в начес. Изба кирпичная, в две связи, простенки разрисованы мелом: на одном – палочка и по ней вверх – рогульки, — елка, на другом что-то вроде петуха; окошечки тоже окаймлены мелом – зубцами. … На дверях пунек – кресты, написанные углем, у крыльца – большой могильный камень, — видно, дед или бабка про смерть приготовили… Окошечки – крохотные, и в жилой половине избы… полати, ткацкий стан, здоровенная печь, лохань с помоями… …зимой – ягнята, телята…».

Другой наш знаменитый земляк, — писатель Михаил Михайлович Пришвин, — свой творческий путь начинал как этнограф. В 1906 году он отправился изучать жизнь крестьян Русского Севера. В результате появились очерки «В краю непуганых птиц», — где писатель отразил традиционную культуру крестьян Заонежья: их верования, обряды, обычаи, традиционные занятия; описал пищу и жилище, средства передвижения и орудия труда; записал множество сказок и преданий.

Пришвина, привыкшего к приземистым, небольшим по размеру, крытым соломой, с земляным полом, избам центральной России, поразили монументальные, просторные деревянные дома-хоромы Русского Севера. Он с удивлением уроженца центральной России описывает их: «Под одной кровлей здесь укрыты и жилище человека и все хозяйственные дворы. Но прежде всего бросается в глаза, что даже самая маленькая изба построена в два яруса, причем в нижнем ярусе не живут, а он служит только для тепла, для хранения хозяйственных вещей. Останавливает внимание также мостовой деревянный въезд (в телегах) на верхний ярус, к той части, где помещается верхний деревянный двор. Тут, на этом дворе, хранятся хлеб, сено, солома, а внизу помещается скот».

Останавливается Пришвин и на главных составляющих внутренней структуры дома, записывает: «…третий угол занят печью, четвертый красный».

Крестьяне Русского Севера строили просторные высокие срубные жилища, объединявшие под двускатной крышей жилые и хозяйственные помещения. Такой тип жилища в этнографической литературе получил название «дом-двор». Сами крестьяне называли его «изба» или «хоромы». Материалом для строительства служило дерево. В отличие от юга России здесь оно было легкодоступным благодаря обилию лесов. Пол жилых помещений приподнимался над землей на 1,5 – 2 метра, что было вызвано суровым климатом и влажностью почвы. Образовавшееся пространство называлось «подклет» или «подызбица». Обычно его использовали для хозяйственных нужд: хранили утварь, продукты, держали молодняк скота или птицу, но иногда подклет могли сделать и жилым. Когда нижние бревна подгнивали, их заменяли на новые.

Сзади к жилой части дома примыкал двухэтажный двор, объединявший различные хозяйственные помещения. В нижнем этаже устраивались хлева и загородки для скота, отсюда ворота вели на огороды и гумно. На верхнем этаже двора — «повети», держали хозяйственный инвентарь, средства передвижения, корм для скота, там же строились небольшие не отапливаемые «клети» или «горенки», в которых хранили домашнее имущество семьи и в теплое время года жили молодые семейные пары. В верхний ярус вел настил-помост из бревен для проезда лошади с телегой. Он назывался «взъезд» или «взвоз».

На фасаде избы прорубали несколько окон, которые часто украшали резными наличниками. Постройку оживляли крыльцо при входе в дом, галерея, нередко опоясывающая дом на уровне окон, иногда декоративный балкон. Архитектурный облик северной избы был красив и живописен. Поверхность стен и кровли украшалась тонкой резьбой или «прорезью», иногда расписывалась красками. Концы выступающих из-под кровли бревен обрабатывались в виде скульптурных изображений животных, птиц, мифологических существ и геометрических фигур.

На фоне суровой и величественной природы, в окружении бескрайних просторов и дремучих лесов русские крестьяне создавали высокохудожественные памятники народной архитектуры, составлявшие вместе с природными пейзажами неповторимые по красоте ансамбли.

2020, Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *