Елецкие музеи накануне и в годы Великой Отечественной войны.

В 30-е годы в Ельце существовало 2 музея: краеведческий (директор С.Ф. Докман) и антирелигиозный (директор И.М. Демин). Музеи существовали обособленно друг от друга. Очевидно, антирелигиозный музей образовался на основе имеющегося в краеведческом музее, в отделе местного края, подотдела церковной старины.

В 1931 году после I Всероссийского музейного съезда, для краеведческого музея была выделена часть здания по ул. Ленина, 99. Дом до революции принадлежал купцу 1-й гильдии А.Н. Заусайлову, в 1918 – 1919 г.г. в нем располагался Елецкий Совнархоз, с 1920 г. по 1931 г. — Елецкий уездный исполком Совета рабочих и крестьянских депутатов.

Антирелигиозный музей располагался в Великокняжеской церкви.

24 января 1941 года Наркомом просвещения Потемкиным был издан приказ об установлении полуторасменной работы музеев с тем расчетом, чтобы можно было принять и учащихся школ и работников предприятий. Для этого «работу музея по обслуживанию посетителей начинать с 9 часов утра и заканчивать в 9 часов вечера». Именно по такому временному режиму работали елецкие музеи в предвоенное время, что подтверждает приказ № 10 от 3 апреля 1941 года.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже 24 июня 1941 года И.М. Демин (директор) издает следующий приказ под № 18, ставший первым приказом военного времени: «В соответствии с решением Елецкого горисполкома от 24.VI.41 за № 98/1 и указания Елецкого ГОРОНО от 24.VI.41 устанавливаю круглосуточное дежурство ответственных по Елецкому антирелигиозному музею следующих товарищей: Демин И.М., Илемский Н.А., Степнов И.Е., Климова А.С. (это весь штат музея), которые руководствуются в свое дежурство в антирелигиозном музее инструкцией — постановлением горсовета военного времени с 25 июня сего года».

О многом говорят музейные приказы военного времени, поэтому они приводятся без комментариев.

Приказ от 19 июля 1941 года. «Ввиду того, что военные действия принимают все более ожесточенный характер и не исключена возмож-ность бомбардировки города, исходя из этого и во исполнение указания ОБЛОНО и ГОРОНО создаю комиссию из 3-х человек: Демина, Илемского, Степнова, которым приказываю до 25. VI.41 г. просмотреть все экспонаты и наиболее ценные, а также имеющие историческое значение, с экспозиции снять и спрятать в более надежное место в отдельные подвалы музея до окончания военных действий. И. Демин».

Приказ от 24 июля 1941 года. «Во время воздушных тревог или химической тревоги назначаю ответственной дежурной по бомбоубежищу музея Климову А.С., которой приказываю по сигналу тревоги в дневное время и в выходные дни являться срочно, без опоздания в указанное место и нести

наблюдения за порядком в музее и в бомбоубежище, распоряжения которой являются обязательными для всех присутствующих. И. Демин».

Приказ от 2 августа 1941 года. «В соответствии с указанием елецко-го ГОРОНО от 1.VIII.41 г. создать комиссию из 3-х человек … для приведения в порядок и разгрузки архивных материалов и текущего делопроизводства от материалов, не имеющих оперативного и научно-исследовательского значения. Всю означенную работу закончить к 8.VIII.41г. И. Демин».

На этом книга приказов за 1941 год заканчивается.

Интересна и не до конца выяснена история с эвакуацией фондов Елецкого музея. Известно, что 18 сентября 1941 года в Елецкий музей директору Демину были переданы А. Григорьевой, заместителем директора по хозяйственной части Орловского краеведческого музея, во временное хранение наиболее ценные и значимые экспонаты. Сохранность эвакуированных в Елец экспонатов вызывала серьезную тревогу Наркомпроса. Поэтому было предложено срочно передать некоторые ценные коллекции в Саратовский или Куйбышевский музеи. Но было уже поздно, гитлеровцы подходили к Ельцу. Поэтому часть музейных предметов Орловского и Елецкого музеев И.М. Демин перевез в Уральск. Оставшиеся экспонаты немцы растащили и уничтожили.

Когда немецко-фашистских захватчиков изгнали из Ельца, ящики с музейными предметами вернулись в город. Вот тут-то и обнаружилось, что вместо эвакуированных в Уральск 73 ящиков И.М. Демин доставил обратно лишь 70. Три ящика, в которых находились картины, гравюры, фарфор, хрусталь, бронза, пропали. Как и при каких обстоятельствах? Ни тогда, ни те-перь этого установить не удалось.

В августе 1942 года эти 70 ящиков из Ельца были перевезены в Пензу представителем Елецкого отдела народного образования Самойловым и сданы Борису Александровичу Ермаку — директору орловского музея И.С. Тургенева, охранявшего фонды своего музея. Он сохранил ценности Орловского и Елецкого музеев. 19 января 1944 года в Орел Ермаком были привезены все ящики, оставленные на его попечении. Затем фонды Елецкого музея вернулись в родной город уже из Орла.

Такова история путешествия коллекций музея. Подтверждением этого является статья Евграфа Кончина, написанная со слов бывшего заместителя Наркома просвещения РСФСР Никандра Федоровича Гаврилова, одного из организаторов эвакуации в годы войны учреждений культуры из областей, которым угрожало фашистское нашествие. Статья опубликована в газете «Советская культура» 9 мая 1987 г.

За время оккупации причиненный музею ущерб составил 390 тыс. рублей.

В конце апреля 1944 года краеведческий музей возобновил свою работу, был утвержден штат музея, в количестве 5 единиц: 1 — директор, 1 — экскурсовод, 0,5 – художник, О,5 — счетовод, 1 — уборщица, 1 — сторож.

30 мая 1944 года состоялась работа по перенесению сохранившихся экспонатов антирелигиозного музея из здания по ул. Советской, 84 в помещение на ул. III Интернационала, 82, где в то время находились коллекции краеведческого музея, т. к. здание, в котором располагался музей до войны, с момента эвакуации фондов было занято другими организациями.

В обоих зданиях (по ул. Советской, 84 и III Интернационала, 82) имелись ночные сторожа, которые после совместного обхода территории с директором Е. Грамматиной приступали к дежурству с 17 часов и до 9 часов утра. Но эти действия не спасали от хищений, к примеру, 5 сентября из окна было вынуто 2 стекла и фанера и похищена статуя Ленина из гипса величиной в 0,5 метра и 15 книг из отдела художественной литературы; 23 сентября — вынута рама из окна, выходящего на ул. III Интернационала, и из канцелярии музея похищено со стола несколько папок с делами, чернильный карандаш и электрическая лампочка.

А далее приведенный приказ просто невероятен, но, тем не менее, он наглядно характеризует уровень жизни части населения в военное время. «Сотрудницу музея Крамарову М.Ф. согласно ее заявления уволить, ввиду болезненного состояния и полного отсутствия одежды и обуви с 10 декабря 1944 года. Е. Грамматина».

Основная работа по восстановлению экспозиции началась с возвращением из рядов Красной Армии бывшего директора антирелигиозного музея — И.М. Демина, назначенного директором краеведческого музея. Первое, что он сделал — добился возврата здания, которое занимал музей до войны, и собрал, по возможности, музейные предметы.

В фондах краеведческого музея хранится докладная записка директора музея И.М. Демина, бывшего командира Красной Армии, заместителю начальника Управления музеев тов. Серебрянникову: «Довожу до Вашего сведения, что мною восстановлен и открыт с 1-го мая 1946 г. Елецкий краеведческий музей, который был закрыт в течение 5 лет. Возвратившись из рядов Красной Армии в апреле месяце 1945 г., я прежде всего добился получения обратно здания, которое музей занимал до войны и в то же время принялся за восстановление экспозиции музея и собирание вещей музея, которые были порозданы в разные учреждения. Вся экспозиция разрабатывалась и строилась мною лично за исключением художественного отдела».

Было решено открыть музей 1 мая 1946 года.

Материалы предоставлены
ст. научным сотрудником И.Н.Сороковых.

2020, Календарь событий, Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *