«Мы живы до тех пор, пока о нас помнят»

Прошло уже более ста лет с тех пор, как в мае 1916 г. русская подводная лодка «Сомъ» после столкновения с пароходом «Анегерманланд» ушла на дно. Субмарина так хорошо сохранилась, что сначала ее приняли за современное судно. Но дореволюционная буква «Ъ» в названии «Сомъ» расставила все по своим местам. Это событие стало настоящей сенсацией.

Вскоре газета «Комсомольская правда» объявила акцию по поиску родственников экипажа подводников. Таким образом, удалось найти потомков командира лодки Хрисанфа Константиновича Бугураева и моторного унтер-офицер 1-й статьи Дмитрия Петровича Безматерных. Были установлены фамилии многих офицеров и матросов. Среди них встретилась информация об Иване Васильевиче Сидорове — электрике, состоявшем на службе с 1915 г., уроженце г. Ельца Орловской губернии. Возможно, в нашем городе живут его родственники или люди, знающие о нем.

Несколько слов о самом судне. Подводная лодка «Сомъ» длиной 19,3 метров и водоизмещением 120 тонн была построена в США в 1901 г., затем ее усовершенствовали на Невском судостроительном заводе в Петербурге. Подводная скорость составляла 6 узлов или 11 км/час, а глубина погружения – 30 метров. Испытания субмарины проводили в ночное время.

Она прошла проверку боем в период русско-японской войны. На место боевых действий ее доставляли поездом. Но в бой она вступила не сразу из-за отсутствия торпед. Боеприпасы были доставлены через несколько месяцев.

Весной 1905 г. субмарина сумела обратить в бегство японский эсминец, который втрое превосходил ее по размерам. Начальник отдела хранения информации Российского государственного архива Военно-морского флота Алексей Емелин рассказывал об этом так: «Сомъ» — далеко не самая современная подлодка, она могла легко затонуть в бою. Но японцы рисковать не стали и, как только увидели перископ русских, предпочли спасаться бегством».

К началу Первой мировой подлодку перекинули на Черное море, а затем на Балтику. 10 мая 1916 г. учебный экипаж малой подводной лодки «Сомъ» отправился в свой первый боевой дозор для патрулирования в районе Оландсгафа. Судно отчалило от пристани и больше не вернулось. Как выяснилось, произошло столкновение со шведским пароходом «Ангерманланд», субмарина погрузилась на дно и не всплыла. Внутри ее остались 18 членов экипажа во главе с командиром. Его жене похоронку принесли только 16 июня 1916 г., когда приказом по Морскому ведомству подлодку «Сомъ» Российского Императорского флота стал считать потерянной. Командование ждало возвращения экипажа до последнего.

8 апреля 2019 г. в г. Санкт-Петербурге увековечили память экипажа подводной лодки «Сомъ».

В честь 18-ти погибших моряков на территории Морского технического колледжа имени адмирала Д. Н. Сенявина высадили аллею из голубых елей и установили закладной камень. В церемонии открытия памятной доски принял участие внук командира подводной лодки «Сомъ» Иван Бугураев.

Отвечая на вопрос корреспондента «Российской газеты», он отметил: «Мой предок Бугураев был на хорошем счету у Николая Второго. И его специально направили на «Сомъ», который во время Первой мировой исполнял чисто разведывательные функции. У лодки была задача не пускать суда с углем и рудой из Швеции в Германию, и в ходе выполнения этой задача она и погибла».

Подвиги отважных моряков, выполнивших свой долг до конца, живут в веках. Отличительной чертой русского военно-морского флота за всю его историю было стремление никогда не пасовать перед превосходящим его численностью противником. О доблести и славе предшественников -защитников Отечества — должны знать новые поколения россиян.

Материалы предоставлены старшим научным сотрудником краеведческого музея Т.А.Семенец.

2020, Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *