Цикл бесед о русской традиционной народной культуре и региональных историко-культурных особенностях Елецкого края лектора-экскурсовода и этнографа А.А.Пискулина

ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ АВГУСТА

Идет август – последний месяц лета.

В августе всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье, — говорил народ, прибавляя,

В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

Называли август на Руси «серпень», потому что в эту пору жали серпами хлеб.

Величали также его жнивень – месяц жатвы, разгара уборочный страды.

Старинные месяцесловы именовали август зорничник, зарник, зарев – от ясных зорь и ярких зарниц, которыми богат месяц.

Называли август еще густырем, густоедом, так как в этом месяце уже всего в избытке: крестьяне хорошо, много, «густо» едят. Отсюда такие прозвища августа, как разносол, хлебосол.

В районах, где было развито выращивание льна, август называли ленорост. Говорили: ленорост припасает холст.

В августе мужику дохнУть некогда:

косить, возить, пахать, сеять.

В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед:

дни короче, дольше ночи,

ломота в спине, да разносол на столе.

Батюшка август работой-заботой мужика крушит,

да после теплит, да после тешит.

Что соберет крестьянин в августе, тем зимой и сыт будет.

В августе уже ощущается приближение осени:

В августе ночь длинна, вода холодна да яблоками пахнет.

В народной праздничной традиции август отмечен такими значительными праздниками, как

Ильин день — 2 августа

день великомученика Пантелеймона-целителя – 9 августа

Медовый спас – 14 августа. Церковь в этот день отмечает память о знамении от трех православных святынь: Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери.

Яблочный спас – Преображение Господне – 19 августа.

Ореховый спас – 29 августа – Спас Нерукотворный. В этот день церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Спасителя из Месопотамии в столицу православной Византийской империи – Константинополь.

Важнейшим праздником месяца является Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

В одной из наших бесед мы уже говорили о значении Ильина дня в русском народном праздничном календаре. День пророка Илии считался переломным днем, обозначавшим переход от пика лета к его закату, напоминавшим о приближающейся осени. Говорили мы и об образе пророка Илии в народной мифологии. Его называли «огненным тученосным громовержцем». Илья пророк, по народному поверью, ездит по небу на громыхающей колеснице, защищает мир от нечистой силы, направляя в нее свои огненные стрелы-молнии. На землю Илья пророк посылает живительный дождь, людям дает защиту и богатство, строго следя за их жизнью, наказывая злых и награждая добрых.

Колесницу его везет чудесный конь, о котором поется в народной песне:

У нас было на сырой земле –

Претворилися такие чудеса:

Растворилися седьмые небеса,

Сокатилися златые колеса,

Золотые, еще огненные.

Уж на той на колеснице огненОй

Над пророками пророк, сударь, гремит,

Уж наш батюшко покатывает,

Утверждает он святый Божий закон.

Под ним белой храброй конь;

Хорошо его конь убран,

Золотыми подковами подкован.

Уж и этот конь не прост:

У добра коня жемчужнай хвост,

А гривушка позолоченная,

Крупным жемчугом унизанная;

В очах его камень маргарит.

А из уст его огонь-пламень горит.

В Ильин день и следующую за ним неделю, которую называли «Ильинская», устраивали молебны Илье пророку. В случае засухи молились о дожде Илье Мокрому. А при слишком дождливой погоде – Илье Сухому. На Русском Севере во время засухи крестьяне ставили на въездные ворота в деревню для Ильи пророка чашу с овсом и рожью, а его икону опускали в святой родник или колодец. Просили послать долгожданный дождь. Обязательно в этот день устраивался большой праздничный пир на всю деревню: на улицах расставляли столы, варили пиво, готовили много мяса. Пир заканчивался всеобщим весельем и пляской в честь Ильи пророка.

Важными датами в русском народном календаре были и во многом остаются Августовские Спасы.

И по сей день в наших краях люди помнят о том, что «раньше» до Медового Спаса не ели меда, а до Яблочного – яблок. Многие стараются в Медовый Спас освятить в церкви соты и мед; в Яблочный Спас «светят» (освящают) яблоки и другие плоды.

По народной традиции, Медовый – первый Спас, отмечался как день, в который можно очиститься от грехов, защититься от болезней, дурного глаза и несчастий. Для этого нужно приложиться к животворящему Кресту Господню или окунуться в реку, где проводилось водосвятие. Отсюда еще такие названия праздника, как Спас на воде и Мокрый Спас. Раньше на берег реки пригоняли и лошадей, которых священник окроплял святой водой. В реку загоняли также коров и телят, чтобы защитить их от эпидемий – Коровьей смерти. В некоторых южных губерниях России первый Спас был днем освящения созревших и убранных хлебов: крестьянки плели венки из колосьев пшеницы, ржи и относили их в церковь.

Первый Спас почитали как день, когда можно начинать снимать мед в ульях. Часть меда каждый пчеловод относил в церковь для освящения. После этого всем разрешалось им разговляться.

Говорили:

На первый Спас и нищий медку попробует.

Пробуя мед, чествовали хозяина такими словами:

Дай, Господи, хозяину многия лета,

Многия лета – долгие годы!

А и долго ему жить – Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить –

Богу на свечку, хозяину на прибыль.

Дому на приращение,

Малым детушкам на утешение.

Второй спас – Яблочный – Преображение Господне. На Руси он отмечался как праздник благословения всех плодов. В этот день все от малого до старого разговлялись яблоками. Их посылали и больным, подавали бедным людям.

Говорили:

На второй Спас и нищий яблочко съест.

28 августа отмечается двунадесятый праздник православного календаря Успение Пресвятой Богородицы. В народе его называли Большая Пречистая или Первая Пречистая. Так как он открывал череду праздников, посвященных Божьей Матери.

Успение в народном календаре – окончание жатвы. Отсюда такие названия праздника, как дожинки, обжинки или спожинки. В этот день крестьяне приносили в церковь для благословления и освящения семена и колосья разных хлебов. Сохранялся и древний обычай, восходящий к дохристианской жатвенной обрядности: на поле оставляли несколько несрезанных колосьев, перевязывая их лентой. Таким образом, на поле как бы оставляли силу плодородия, способность земли дать урожай и на будущий год.

Говорили:

Дай, Бог, чтоб на другое лето был хороший урожай!

Женщины катались по полю, чтобы взять часть жизненной силы себе, приговаривая:

Нивка, нивка! Отдай мою силку!

Это и понятно: столько силы было отдано, чтобы вырастить, сохранить и собрать урожай!

На Успение в деревнях устраивались веселые многолюдные пиры в честь окончания жатвы. В складчину собирали обильное угощение: пекли пироги, варили пиво, готовили баранину.

С Успенья заметно укорачивается день. Солнце, как говорили в народе, засыпается. Зато начинается Бабье лето. Урожай убран – у женщин короткая передышка в трудах и заботах.

Молодое бабье лето начинается,

А солнце засыпается.

С Успенья начинали солить огурцы, а с Сергия (8 октября) – квасить капусту.

29 августа – третий Спас – Ореховый.

К этому дню поспевали орехи, и начинался их сбор. Еще этот спас называли холщовый, так как во многих местах в этот праздник торговали холстами, говорили:

Первый Спас – на воде стоят.

Второй Спас – яблоки едят.

Третий Спас – на зеленых горах холсты продают.

В этот праздник пекли пироги из муки нового урожая. Поэтому еще его называли Хлебный Спас.

Сергей Есенин писал:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

2020, Музей онлайн, НовостиPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *