Рождение в г. Ельце Ивана Алексеевича Борисова, будущего Русского Златоуста

15 декабря 1800 года в древней части города Ельца в доме священника Алексия Борисова родился мальчик. В крещении ребенок получил имя Иоанн. Этому человеку суждено было стать великим, знаменитым архипастырем и богословом.

Отец Алексий был ревностным служителем Церкви, отличался молитвенностью, даром проповедничества.  Он не имел никакого школьного образования, но был от природы одарённым человеком. Священства он не искал, а оно само к нему пришло. Мать святителя Иннокентия, Акилина Гавриловна (урожденная Лубенская) была женщина неграмотная, но весьма умная, благочестивая и в высшей степени набожная. У нее была своя домашняя аптека, состоящая из травушек-муравушек, а также из разных святых вод, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор. Ими она врачевала себя и детей своих, и удивительное дело: все лекарства оказывали свое действие.      

Могила родителей свт. Иннокентия Херсонского и Таврического
на старом городском кладбище г. Ельца

 

Семейство Алексея Борисова состояло из двух сыновей: старшего — Матвея, рождение которого было записано в метрических книгах Введенской церкви, и младшего — Ивана, рождение которого записано в метрических книгах Успенской церкви, и двух дочерей — Анны и Екатерины.

Иван рано начал проявлять тягу к чтению книг. Грамоте он  выучился под руководством своего отца. Книги читал те, какие находил в скромной отцовской библиотеке. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов, Псалтирь и научился письму. На смену шалостям и детским проказам постепенно пришло серьезное отношение к жизни. Несомненно, что именно в детстве зародилась у Ивана Борисова любовь к проповедничеству, которая потом составила отличительную черту у архиепископа Иннокентия. Библия, Жития святых, Патерики – все это молодой Иван Борисов уже знал при поступлении в 1810 г. в Воронежское епархиальное училище. Заболев оспой, он оставил его, и тогда ему помогал старший брат, который вместе с ним учился в епархиальном училище.      

Особенное влияние на Ивана Борисова оказывал священник Введенской церкви г. Ельца о. Василий Климентьев – человек, отличавшийся редкой добротой, необычайной простотой и доступностью для каждого, независимым характером, широкими для своего времени познаниями, любивший науку. Он-то и подготовил Борисова к поступлению в Орловскую духовную семинарию.

Во время учебы в семинарии младший Борисов обращал на себя внимание и педагогов, и учащихся неординарными способностями и отличными успехами. В 1819 году Иван Алексеевич Борисов блестяще окончил духовную семинарию и как лучший ее воспитанник был направлен на учебу в Киевскую духовную академию. Дальнейший его путь — это путь талантливого ученого-богослова, проповедника, путь великого архипастыря Церкви, в котором сочетались глубокий интеллект и богомудрие.

В Ельце архимандриту Иннокентию удавалось бывать редко, но переписка его с отцом Василием не прерывалась. Все годы отец Василий держал Иннокентия в курсе дел оставшихся в Ельце родственников преосвященного, заботился о них. Святитель Иннокентий никогда не забывал о своем долге ученика, сына и брата. Как только он начал работать и получать за свой труд деньги, немалую часть их он присылал в Елец родным.

С 15 апреля 1845 г. владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа. С 1 апреля 1847 г. он являлся членом Святейшего Синода. В тот же день, но уже три года спустя архиепископ Иннокентий был переведен на Херсоно-Таврическую кафедру, которую и занимал до своей кончины.  Он основал ряд обителей, в частности, Святогорскую  Cвято-Успенскую в г. Святогорске Донецкой области на берегу р. Северский Донец, в 2004 г., получившей статус лавры.

С афонскими монахами у него сложились отношения братской любви, о чем свидетельствует и его переписка со святогорской братией. Во время войны на Балканском полуострове архиепископ заботился о воспитании болгар и греков в Одесской Духовной Семинарии.  В 1851 г. греческий король за большие труды для пользы братской Греческой Церкви в трудные годы ее бытия наградил архиепископа Иннокентия орденом Спасителя первой степени. Это был единственный случай награждения таким орденом в истории России.

Исключительное значение имела деятельность архиепископа Иннокентия в Крымскую войну, за которую историк М.Погодин назвал архиепископа Иннокентия «великим гражданином русской земли».

В сентябре 1854 г., когда в Крыму начались военные действия, владыка Иннокентий, желая быть в той части своей епархии, которой наиболее угрожает опасность, решил объехать Крымский полуостров. В свою первую поездку он посетил основные населенные пункты полуострова: Перекоп, Симферополь, Бахчисарай, Феодосию и Геническ. В каждом городе владыка Иннокентий произносил проповеди, стараясь ободрить и успокоить мирных жителей, напуганных не только нашествием неприятеля, но и развернувшимся в то время восстанием крымских татар. В то же время, узнав о нехватке военного духовенства для окормления раненых как на фронте, так и в госпиталях, Иннокентий предписал священнослужителям епархиального ведомства посещать воинов в лазаретах и при перевозке их туда с мест сражений. 24-27 июня 1855 г. владыка Иннокентий посетил осажденный Севастополь, где под обстрелом ездил на буксире по бухте.

Многосторонняя деятельность архиепископа Иннокентия во время Крымской войны снискала ему любовь и уважение не только его паствы, но также армии и всего российского общества. И до того уже известный ученый и проповедник стал знаменит на всю страну и даже за ее пределами, превратившись в национального героя. В память о Крымской войне архиепископ Иннокентий получил серебряную медаль на Георгиевской ленте и наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте.

Бронзовые наперсные кресты «В память войны 1853—1856»
(фрагмент экспозиции Елецкого краеведческого музея)

«Крымская эпопея» архиепископа Иннокентия, достойно завершившая его яркое служение России и Русской Церкви, а также деятельность всего православного духовенства придали особый колорит войне и, несмотря на тяжелые для России условия Парижского мира, создали тот потенциал нравственного превосходства, который позволил России в год смерти Высокопреосвященного Иннокентия осуществить мощный духовный и политический прорыв в Иерусалиме и на Ближнем Востоке.

25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий скончался.

Архиепископ Иннокентий поддерживал тесные контакты с ученым миром России и Европы, был избран почетным членом духовных академий, многих русских университетов и ученых обществ. Военные утверждали, что он замечательный тактик, медики с удивлением отзывались о его сведениях по физиологии и патологии, а естествоиспытатели и физики — о его колоссальных познаниях в математике, астрономии, географии, статистике, химии и других науках.

Большое значение имели и имеют до ныне труды святителя.           Научно-богословские сочинения архиепископа Иннокентия — это золотой фонд русской религиозно-богословской мысли. Изданные в 12-ти томах в С.-Петербурге в 1871 и 1901 гг., они и поныне не утратили своего значения. Необыкновенный проповеднический талант Владыки Иннокентия подарил ему имя «Русский Златоуст».

Сочинения свт. Иннокентия Херсонского
(из собрания Елецкого краеведческого музея)

Образ святителя запечатлен скульптором М.О. Микешиным в 1862 г. в памятнике «Тысячелетие России» (Великий Новгород) среди самых значительных деятелей нашего Отечества. Личность архипастыря произвела неизгладимое впечатление на автора этого памятника, которому пришлось решать сложнейшую задачу по отбору персон для увековечения в грандиозном монументе.      

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде,

1862 г., скульптор М.О. Микешин

Память о великом гражданине России и замечательном подвижнике жила и продолжает жить и в Ельце.

 В 1900 году, в год столетия со дня рождения Иннокентия Херсонского, в Ельце открылась публичная библиотека имени великого проповедника (современный адрес: ул. Октябрьская, 137). Однако на данный момент как таковая библиотека не сохранилась, остались лишь некоторые книги с печатью библиотеки в память 100-летия архиепископа Иннокентия в архиве елецкого краеведческого музея.

Журнал «Народы мира» с печатью библиотеки им. свт. Иннокентия Херсонского

(из собрания Елецкого краеведческого музея)

Барельеф памяти святителя Иннокентия Херсонского, известного христианского просветителя и автора многих книг, который родился в нашем городе, был открыт на стене храма Преображения Господня по инициативе мецената Е. Крикунова 26 мая 2008 года.

Свт. Иннокентий Херсонский и Таврический
Барельеф в г. Ельце, скульптор П. Чусовитин

Имя святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского остается одним из славнейших имен среди сонма славных иерархов XIX в. Уроженец г. Ельца, он являлся непосредственным участником 349-дневной обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 гг., он оставил богатое духовное наследие, обладал обширнейшими, поистине энциклопедическими знаниями, что было отмечено избранием его членом Императорской Академии наук. Он являлся продолжателем духовных дел святителя Тихона Задонского и блаженного Косьмы Студенкина.

Видео:

https://vk.com/video-149668296_456240803

https://ok.ru/video/859264389523

timelinePermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *