1708 – 1715 гг. – Елец в составе Азовской губернии

С началом второй административной реформы Петра I в 1719 году Елец стал центром одной из пяти провинций Азовской губернии.

До 1708 года территория Российского государства делилась на различные по размеру и статусу, уезды (прежние княжеские земли, уделы, приказы и тому подобное) и разряды. В начале XVIII века правительство Петра I провело губернскую реформу. Все города России были распределены между восемью губерниями. Деление страны на губернии преследовало две цели: подчинить государственные учреждения центральному руководству, и облегчить борьбу с растущими крестьянскими волнениями. В результате административных реформ Петра I Россия получила большой и разветвленный бюрократическо-полицейский аппарат.

До 1715 года Елец входил в состав Воронежской обер-комендантской провинции Азовской губернии. Управление Ельцом по-прежнему осуществлял воевода, которого в 1710 году стали называть комендантом. Надо сразу сказать, что никто из елецких градоначальников XVIII века ничем особенно выдающимся не отличался. Всё это были люди серые, безликие, многие доживали здесь свой век, чувствуя себя так, словно находятся на курорте, не обременяя никакими важными начинаниями своё существование.

Несмотря на многочисленные административные реформы, в Ельце центральным административным учреждением по-прежнему была Приказная изба. Затем её заменила канцелярия Земского Правления, возглавляемая все теми же дьяками.

Помимо административных изменений менялся социальный состав населения города и уезда. В эти годы более 70% елецких дворян были записаны в однодворцы, поскольку не имели крестьян и не годились к продолжительной военной службе. Однодворцы вскоре были включены в полки местной ландмилиции, созданной для поддержания внутреннего порядка, но и от этой затеи вскоре правительство отказалось. Тогда однодворцев обложили большими податями и оставили в покое, но именно они стали главным элементом уездной жизни Елецкого края до начала XX века. Несмотря на то, что бывшие дворяне, потомки удельных князей и местных бояр были приравнены к государственным крестьянам, однодворцы никогда не забывали своего высокого положения и всегда считали себя отличными от простых крестьян. Однодворцы создавали особенный колорит Елецкого уезда. Их говор, наряды, обычаи и традиции несли в себе черты эпохи XVII века, в них продолжала жить старая Русь.

Существует несколько преданий о пребывании Петра I в Ельце, которые переписывали местные краеведы. Согласно одному из преданий, наиболее распространенному и записанному в середине XIX века краеведом Н.А. Ридингером, царь Петр, будучи в Ельце, останавливался в доме купца Петра Степановича Россихина на Пятницкой улице. Эта не вызывающая у ельчан сомнений легенда была настолько популярна в Ельце, что Ридингер записал её как само собой разумеющийся факт. Купцы Россихины действительно в начале XVIII века проживали в Ельце и занимались с некоторым успехом предпринимательством. Другой елецкий краевед Иван Уклеин записал, что в 1708 году Пётр I пожаловал елецкому городскому голове Петру Стефановичу Россихину в Липецке грамоту об освобождении от налогов и льготах на производство вина. Но впоследствии петровская грамота якобы сгорела в одном из пожаров. Эта история мало достоверна и относится к числу местных фамильных легенд. Должность городского головы в начале XVIII века вообще не существовала, а во главе города находился воевода.

Более правдоподобным представляется предание, записанное со слов неизвестного елецкого старожилы в середине XIX века. Согласно ему, довольный работами в Воронеже Пётр потребовал всё у того же Россихина выпить ковш браги, который тот немедленно поднес государю, но Пётр прежде заставил выпить самого Россихина и его жену. Этот знаменательный ковш долго хранился потом в Ельце. Тот же источник сообщает о данной тогда Россихину льготной грамоте на производство вина.

Вероятно, оба предания о елецком купце Россихине и Петре I имели общую старую легенду о пребывании Петра I в Ельце. Образ Петра в рассказе о распитии браги очень живой и реалистичный, что указывает на его реальные, хоть и искаженные временем и людской памятью основания. Важно также, что елецкие предания о Петре имеют купеческое происхождение, и это отражает исторические реалии: известно, что царь оказывал поддержку русскому предпринимательству.

timelinePermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *