1592-1593 гг. — Строительство деревянного храма святого Димитрия Солунского в Засосенской части города Ельца

После смерти Ивана Грозного его сын Федор приказал московским боярам под предводительством князя Ф.И. Мстиславского, укрепить южные границы Русского государства. С этой целью было решено основать на правом притоке Дона на реке Сосне, у устья речки Ливен город Ливны. В 1591 году бояре приказали учредить на Ливнах две разъездные станицы из казаков. Одновременно бояре собирались поставить рядом с Ельцом 9 сторож по реке Сосне и за рекой. Таким образом, было организовано 9 сторож, в том числе: «Первая сторожа от Ельца особная верх по Быстрой Сосне от города на 6 верст усть Воргла стоит 4 человека. Вторая сторожа смесная верх по Быстрой Сосне от Ельца от города 20 верст под Радушкиным лесом, стоит 8 человек, да с Ельца 2 человека. Третья сторожа с Ельца смесгая вверх по Быстрой Сосне усть Чернав Ливенских, и Крапивенских, и Мценских, и Новосильских сторожей стоит 12 человек, да с Ельца 2 человека. Четвертая сторожа от Ельца стоит особная по Новосильской дороге верх Воргольского лесу стоит 4 человека. Пятая сторожа стоит с Ельца особная вниз по Быстрой Сосне на усть Полны стоит 4 человека. Шестая сторожа с Ельца стоит смесная усть Талица из Донкова сторожи, из Епифани, с Крапивны стоит 6 человек, да с Ельца 2 человека. Седьмая сторожа с Ельца стоит особная за Быстрою Сосною вверх по Сосне от города версты с 3 на Козье горе стоит 4 человека. Восьма сторожа с Ельца стоит особная за Быстрою Сосною на поле верст с 40 сверх Пониковца стоит 6 человек. Девятая сторожа с Ельца стоит смесная за Быстрою Сосною под Котельским лесом с Ливен и с Воронежа стоит по 6 человек, да с Ельца 6 человек». Данные сведения были присланы царю Федору Ивановичу 29 июля 1592 года елецким воеводой Андреем Звенигородским. Информация подтверждается историческими документами, собранными в опубликованных в конце XIX века «Актах Московского государства».

В конце 1592 года 30 донским казакам во главе с атаманом Михалкой Онтоновым было разрешено по приказу государя обосноваться в слободе под Ельцом и устроить вокруг этой слободы острожек, на повороте реки Сосны, на Луговом болоте, прямо напротив елецкой крепости. Слобода носила название Беломестной. Предположительно к этому времени относятся строительство деревянной церкви, названной в честь святого Дмитрия Солунского или Дмитриевской церкви. Дмитрий Солунский жил в III веке во время правления императора Диоклетиана. Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным. Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия.

«Мученичество св. Димитрия» критская икона XV века

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые.

В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия, была даже предпринята попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин.

«Святой Димитрий Солунский» русская икона XII-нач. XIII вв.

Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже частицы от его гроба. Этим объясняется наличие практически во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, частиц мощей или мира от святого Димитрия.

Строительство Дмитриевской церкви в Ельце, также по другой версии связывают с памятью о погибшем годом ранее в Угличе юном царевиче Димитрии.

Под 1691 г. летопись указывает её в двойном названии – «церковь святого Пророка Ильи и великомученика Дмитрея Селунского, что за рекою за Сосною, в Беломестной слободе». Далее следует описание церкви: «…древяная, а в той церкви Двери Царские, и Деисус, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение попа Михаила. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою семь сажен, поперег три сажени бес трети, и круг той церкви огорожено внов кладбище по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 28 сажен, по заподной 11 сажен, а длин по южной стороне 41 сажень, по северной 35 сажен. А от церкви мерою до городбы на восток 4 сажени с третью, на юг 10 сажен, на север 11, на запод 17».

на север 11, на запод 17».

После отмежевания в конце XVIII в. части земли Беломестной слободы в пользу города потомки казаков, которые проживали в слободе, по указу от 1791 г. основали село Ольшанец, в Вознесенском храме которого впоследствии был устроен придел во имя св. Димитрия Солунского. Прежний деревянный Димитриевский храм уже был к этому времени заменён новым — его построили в 1772-1774 гг. прихожане, которые в феврале 1773 г. заключили договор с елецким купцом Андрианом Петровичем Володиным на окончание отделки нового храма, перенос в него иконостаса из старой церкви и оформление храмозданной грамоты.

Новая церковь была «сложена из дикого камня на всю высоту», с деревянной колокольнею. Однако уже в конце XVIII в. о Димитриевском храме писали, как о сыром и ветхом.

Маловместительная и уже пришедшая в ветхость Димитриевская церковь в начале ХIХ в. не удовлетворяла потребностям прихожан. К тому же в весеннее половодье Сосна разливалась так, что, несмотря на высокий подклет, вода часто заходила в церковь. Всё это заставляло жителей слобод задуматься не только о постройке нового храма, но и выборе для него нового, более высокого и удобного места. Однако сами прихожане долго не решались приступить к намеченному строительству, пока их не «подтолкнул» к более решительным действиям священник Преображенской церкви Иоанн Борисович Жданов. Именно он однажды торжественно перенёс икону Божией Матери «Всех скорбящих радости» в Димитриевский храм, где в это время служил его зять о. Иоанн Григорьев, и не только призвал прихожан скорее начать строительство, но и сам принялся за рытьё фундаментов.

Новый каменный храм Засосенской части города — Троицкий — строился на пожертвования прихожан в 1817-1843 гг. Главным попечителем строительства стал священник Димитриевского храма Константин Алексеевич Попов. Помогал ему и сослуживший ему о. Георгий Иоаннов Преображенский — сын уважаемого ельчанами пастыря о. Иоанна. В 1840 г. после окончания строительства и освящения придела в память о прежнем храме в честь св. великомученика Димитрия Солунского причт Димитриевской церкви перешёл в новый храм, который ещё несколько лет считался Димитриевским. А в 1843 г. с освящением главного престола во имя Святой Троицы закончилась история храма св. Димитрия Солунского. Прежний храм ещё некоторое время простоял на своём месте, затем был разобран.

Информация, использованная при написании статьи, взята из труда коллектива авторов — Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. и Новосельцев А.В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

timelinePermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *