В 1770 году был разработан первый план регулярной застройки города, который утвержден главным архитектором империи А. Квасовым.
XVIII век для Ельца запомнился многочисленными пожарами, уничтожавшими целые свободы и районы города. Особенно большой пожар случился в 1761 году, когда сгорело 824 дома, 5 церквей и 208 лавок. В результате пожаров 1764 и 1769 гг. выгорело до двух трети зданий, церквей города, а также мужской и женский монастыри, исчезли и стены города-крепости.
В 1770 году был разработан первый план Ельца, восстанавливать который пришлось после опустошительного пожара 1769 года. Регулярный план Ельца, подписанный архитектором Алексеем Квасовым, в числе 416 генпланов других городов вошел в состав Полного Собрания Законов Российской империи. Исполнение его стало обязательным. В 1980 году вышла книга под авторством Леонида Ефимовича Рудакова «По следам легенд. Очерки по истории городов и памятников архитектуры Липецкой области». В ней автор приводит описание копий документов и генерального плана города Ельца, с которыми ему довелось поработать. Прежде всего, перебирая многочисленные архивные документы о пожарах в Орловской губернии и Воронежском наместничестве, Л.Е. Рудаков наткнулся на копии чертежей, на которых отображалось то, что осталось в городе после разрушительных пожаров в 1760-х гг.
На сохранившейся виньетке виднелась надпись древнерусской вязью: «План городу Ельцу с показанием погоревшего и оставшего строения такоже лежащих около оного выганных земель. Учинен 1769 году августа 9 дня». Данный документ располагался в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде (совр. ЦГИА СПб). Невосполнимой утратой являлась оторванная часть листа, на которой
имелись объяснения цифр, обозначающих здания; однако это частично компенсировалось надписями-объяснениями около некоторых зданий. Данный чертеж является некоторым подобием геодезической съемки, которую обычно делали перед составлением официального генерального плана. Правда, съемка несколько упрощена из-за несовершенства применяемых в то время инструментов. Но важность этого чертежа была несомненна: он проливал свет на планировку города Ельца, какой она была во второй половине XVIII века, на сетку улиц и кварталов, которые исторически сложились за большой промежуток времени.
Просматривая дальше документы, Л.Е. Рудаков обнаружил и сам генеральный план 1770 года. В отличие от съемки генплан был в отличном состоянии. О его возрасте говорил лишь цвет бумаги, окрашенной в желтоватый цвет и превращение черных чернил в коричневые.
Первый генеральный план города Ельца был составлен в полном соответствии с принципами классицизма. Наиболее насыщенной застройкой являлась часть города, непосредственно примыкавшая к крутому обрывистому берегу реки Сосны в месте впадения в нее Ельчика, т.е. район нынешней Красной площади. Исторически важным решением при составлении генерального плана, как и в других городах, было не приспособление, а полное игнорирование уже изжившей себя существовавшей стихийно сложившийся сетки улиц и кварталов древнего города; проектировались большие площади и широкие улицы.
По генеральному плану территория города была разбита на прямоугольные кварталы небольшого размера, обусловленного размерами отводимых участков. С юга на север протянулись улицы, параллельные реке Сосне; строго под прямым углом к ним были протрассированы поперечные. На историческом месте зарождения города Ельца предусматривалось размещение огромной, обстроенной со всех сторон площади и других обширных участков. Пожалуй, нельзя отметать тот факт, что на размещение улиц и площадей повлияли сохранившиеся осле пожаров церкви с их участками, а также два десятка каменных зданий, большинство из которых были очень скромных размеров.
К генеральному плану среди архивных документов прилагалось пояснение: «Разрегулированныя прямыми линиями кварталы по мнению комиссии для построения впредь домов, а строения производить против апробованных фасад города Твери…
По сему прожекту на погорелых и на новых местах застроить ныне не препятствует, а где теперь строение есть, произвесть в действо тогда, когда само собой обветшает, повалитца и каким-нибудь случаем уничтожитца, или сам хозяин добровольно и прежде того исполнить пожелает. У которых же обывателей дворовые места в прежних положениях не придут, и будут отходить под улицы, площади и к смежным соседям дворам, также и тем, которые в назначенных новых линиях каменнога строения по фасадам построить не могут, — отводить другие порозжия места».
Таким образом, город Елец получил возможность развиваться по генеральному плану. В течении XVIII века, а также продолжилась традиция и в XIX веке застраивать город по генеральному плану 1770 года.
Дополнительная информация:
- http://www.gosdirekcia.ru/news?id=437 (Статья А.В. Новосельцева)