1676 год – первое упоминание о деревянной церкви св. Сергия Радонежского в Черной слободе

Деревянная церковь св. Сергия Радонежского с приделом св. Михаила Малеина в Чёрной слободе Ельца впервые упоминается в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г.

Место, выбранное для возведения Сергиевского храма, предание связывало с событиями 1380 г. Именно здесь, по одной из легенд, собиралась на битву с Мамаем елецкая дружина. Здесь же, в начале Московской дороги, начинался её путь на поле Куликово. Считалось, что именно поэтому построенный здесь храм был освящён в честь преподобного Сергия Радонежского, благословившего на куликовскую битву Московского князя Димитрия.

Посвящение второго придела Сергиевского храма св. Михаилу Малеину объясняется одной из самых интересных в истории Ельца легенд, вошедшей почти во все дореволюционные издания о горо­де и продолжающей жить сегодня. Это любимое ельчанами предание связывает наличие престола св. Михаила Малеина в Чёрнослободском храме с особой благодарностью, которую испытывали жители слободы к первому царю из династии Романовых — Михаилу Фёдоровичу. Легенда повествуется о том, что близ Ельца находились родовые вотчины Романовых, и Михаил Фёдорович, уже будучи царём, часто приезжал в Елец и останавливался в Чёрной слободе. Однажды, возвращаясь в Москву, государь застрял в экипаже на подъёме дороги в Чёрной слободе и был отнесён чернослободцами на три версты в гору буквально на руках.

За это растроганный царь подарил жителям слободы землю от их домов до того места, куда они вынесли царский экипаж, а в подтверждение этого позже выдал копию указа — свиток с золотыми буквами. Поэтому благодарные чернослободцы впоследствии и посвятили св. Михаилу Малеину — небесному покровителю царя Михаила Фёдоровича — придельный алтарь своего приходского храма. Упоминаемый свиток с золотыми буквами, как явствует из всех исследований по истории Ельца, сгорел в огне пожара 1848 г., после чего земля, пожалованная царём Михаилом Фёдоровичем жителям Чёрной слободы, перешла во владение города.

Первое же документальное упоминание Сергиевской церкви, как сказано выше, относится к 1670-м годам — времени правления сына Михаила Фёдоровича — царя Алексея Михайловича. В переписных книгах Василия Сухотина 1678 г. храм описывается следующим образом: «Церковь Сергия Чудотворца, что в Чёрной слободе. Двор попа Иакова. Крестьян и бобылей и захребетников нету…».

Согласно же писцовым и межевым книгам стольника Тихона Камынина 1691-1693 гг., вместо Сергиевского храма в Чёрной слободе находилась уже другая церковь – «Пресвятые Богородицы Владимирские». Что стало с Сергиевской церковью, неизвестно. Прийти в сильную ветхость за столь короткое время храм не мог. Скорее всего, он сгорел в пожаре, часто уничтожавшем деревянные строения ельчан, а порой целые кварталы вместе с храмами. И судя по писцовым книгам 1691-1693 гг. вместо Сергиевского храма был построен новый деревянный во имя Владимирской иконы Божией Матери священником прежней Сергиевской церкви о. Иаковом. При этом непонятна пока и причина, по которой было изменено название главного престола нового храма Чёрной слободы. Однако память ельчан о Сергиевском храме, посвященном народным преданием героической странице в истории древнего города, хотя и просуществовавшем менее 50 лет, была столь сильна, что до начала XX в. Владимирскую церковь, в которой престол в честь св. Сергия Радонежского был придельным, часто называли Сергиевской. И ежегодно 25 сентября в день памяти св. преподобного Сергия Радонежского из Вознесенского собора во Владимирский храм совершался крестный ход.

Информация, использованная при написании статьи, взята из труда коллектива авторов — Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. и Новосельцев А.В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

timelinePermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *