1612 год — Участие ельчан в освобождении Москвы от польских интервентов

После того как в июле 1610 г. был свергнут Василий Шуйский, актуальна стала идея о приглашении на престол польского королевича Владислава.

Э.Э. Лисснер «Изгнание поляков из Кремля»

Пока в конце лета — осенью московское правительство оговаривало условия вступления его на престол, большинство южных уездов все же продолжало признавать Лжедмитрия II. Ситуация кардинально изменилась после гибели последнего в середине декабря 1610 года. После этого Владислава признали Тула, Алексин, Орел, Кромы, Новосиль, Болхов, Белев, Чернь и другие. Хотя о позиции городов «на Поле» нет прямых сведений, но учитывая то, что в это время в стране была только власть королевича, можно с высокой достоверностью предположить, что они так же присягнули ему. Даже если города «на Поле» и присягнули Владиславу, то поддержка его продолжалась совсем недолго, вплоть до возникновения первого ополчения.

Предположительно в это время в Елец из Москвы были направлены на воеводство князь Михаил Андреевич Куракин и Лаврентий Александрович Кологривов. М.А. Куракин и Л.А. Кологривов пробыли на службе в Ельце вплоть до воцарения Михаила Романова, когда в конце зимы — начале весны 1613 г. первый отправился на воеводство в Воронеж, а второй стал первым воеводой в Лебедяни, которая буквально несколько месяцев назад получила статус города. Известно, что вместе с елецкими воеводами работал и подьячий Максим Федоров, который был причастен к ведению местной документации (известны его «рукоприкладства» на приходных книгах, где записывались пошлины с судных дел).

В 1652 г. бежавший из турецкого плена ельчанин сын боярский Василий Скуридин рассказал каменскому воеводе И. Солнцеву, что «взяли де его татарове в станице в Елецком уезде, на речке на Сосне, а взяли его Васька, в то время как был в Московском государстве Заруцкий Мартин…и на каторге был он (В. Скурыдин – А.В.) 40 лет». Произведя простой подсчет, мы приходим к выводу, что Скуридин попал в плен в летом 1612 г. Имеющийся здесь в виду И.М. Заруцкий входивший в состав коалиционного «боярского» правительства вместе с Д.Т. Трубецким.

В пользу признания жителями Ельца коалиционного подмосковного правительства косвенно говорит и то, что отец елецкого воеводы М.А. Куракина – А.П. Куракин был с 1611г известен как сторонник обоих ополчений. Это, как представляется, также могло повлиять на политическую позицию его сына.

Ельчане активно боролись с завоевателями из-за рубежа, в частности с польскими интервентами и казацкими отрядами, посылаемыми польским королем Сигизмундом грабить русское государство. Вместе со всем русским народом служилые люди – ельчане освобождали Москву в октябре 1612 года.

Жители Ельца все больше отходили от «воровских» идей. Вероятно, Елец признал власть семибоярщины, а значит, косвенно, и королевича Владислава. Материальное благосостояние сил первого ополчения почти полностью зависело от собираемых на местах доходов. Как прекрасно показали С.Б. Веселовский и Н.П. Долинин, лидеры ополчения уделяли этому вопросу большое внимание, пытаясь всячески контролировать сбор, расход и транспортировку денежных средств под Москву. Таким образом, питая ополчение материально, города «на Поле» вносили немалый вклад в успех общего дела освобождения Москвы и выведения страны из Смуты.

В 1612 году объединенные силы воевод пограничных русских городов, возглавляемые князем Федором Елецким и князем Григорием Тюфякиным, разбили наголову польско-литовские отряды, грабившие жителей южных окраин Российского государства.

К сожалению, очень мало конкретных сведений об участии жителей юга России в отрядах обоих ополчений. Например, Новый летописец, как и другие памятники того времени подтверждает наличие «украинных» ратников в числе ополченцев, но на жителей конкретных уездов не указывает.

Известно лишь несколько определенных фактов. Во-первых, какое-то количество белгородских казаков участвовало в длительной осаде Москвы с конца 1610 по конец 1612 годов. Во-вторых, практически не вызывает сомнения, что на стороне ополчений воевали и ельчане. Этому можно найти косвенное подтверждение. В середине сентября 1613 г. в Рахине острожке под Тихвином находился отряд И. Сумбулова, который должен был вместе с войском Д.Т. Трубецкого бороться со шведами в Новгородской земле. Из отряда Сумбулова к шведам попал в плен казак «ельчанин Ивашко», который «был в станице у Ивашка Яковлева». Казачьи отряды-станицы принимали самое активное участие в движении ополченцев. Именно они, находясь под Москвой таборами, фактически держали в осаде польский гарнизон, до тех пор, пока ратники Минина и Пожарского не нанесли по ним решающий удар. Поэтому весьма вероятно, что ельчанин Иван в составе станицы Яковлева воевал и год назад в составе войска ополчений. Наконец, один из ливенских детей боярских, находясь на службе у подмосковного ополчения, доставил несколько грамот в Мценский уезд.

После освобождения Москвы жизненной необходимостью стало избрание царя, без которого, как писали воеводы ополчения, «нисколько быть невозможно». В ноябре было принято решение пригласить на выборы из каждого уезда по десять человек «добрых разумных и постоятельных». Тогда же стали рассылаться грамоты по городам, созывавшие людей для участия в Земском соборе. В январе в столицу прибыла большая часть выборщиков. Среди них были и представители городов «на Поле» — Белгорода, Ливен, Курска и Оскола, «рукоприкладства» которых дошли до нас на Утвержденной грамоте об избрании Михаила Романова. Нас не должно смущать отсутствие подписей жителей Ельца, Воронежа и Валуек. Как известно, подписи собирались несколько позже, в то время как многие выборщики успели покинуть столицу.

Таким образом, все города «на Поле» сразу и без колебаний признали власть Михаила Романова и в дальнейшем верно служили ему, решительно противодействуя И.М. Заруцкому, воевавшему за Ивана Дмитриевича, сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II.

Елец с 1606 по 1613 годы практически не подчинялся никакой центральной власти. Документы после 1613 года указывают на сложившуюся экономическую стабильность в уезде. В этот период здесь распространилось крестьянское население, увеличилось количество пашенной земли. Появились новые сельские поселения, расширились старые. В уезд приезжают новые помещики, вырастает монастырское землевладение. В 10-е годы XVII века в Ельце было довольно развитое посадское население, располагался кабак, мельница, таможня и иные хозяйственные постройки.

В 1615 году в пределы южных русских земель неожиданно ворвался польско-литовский отряд Лисовского. Против врага были направлены русские войны под командованием опытного полководца Дмитрия Пожарского. Среди них находились 300 ельчан. Елецкая крепость в ту пору считалась одной из наиболее мощных. Под руководством воеводы князя В.Г. Ромодановского в крепости и городе находилось более двух тысяч служилых людей: детей боярских, городовых казаков, стрельцов, пушкарей, затинщиков, воротников и других.

timelinePermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *