Сентябрь 1933г. — ввод в эксплуатацию моста, необходимого для исторического автопробега Москва-Каракумы-Москва

15 сентября 1933 года в Ельце состоялись первые испытания высоководного Каракумского моста длиной 198 метров. А чуть позже по нему прошли автомобили исторического автопробега Москва — Каракумы — Москва. Мост решили назвать Каракумским в честь этого автопробега. «Кара-Кум» в переводе с казахского — «Черные пески». Участники автопробега ставили перед собой вполне определенную и далекую от романтики цель — испытать 23 автомобиля на выносливость и проходимость в различных условиях, в том числе в песках. На старт вышли 4 тяжелых (для того времени) 2,5-тонных грузовика московского завода имени Сталина (ЗИС), 6 легковушек Горьковского автозавода имени Молотова, 5 полуторок ГАЗ, 3 экспериментальные трехоски «Форд-Тимкен» и еще два отечественных авто после капитального ремонта.

Автопробег был важным и нужным событием для отечественного автомобилестроения того времени. Его называли тройным испытанием — проверялись не только советские автомобили, но и качество синтетического каучука, из которого изготавливались автопокрышки на втором в мире по объемам производства Воронежском заводе СК-2. Третий, тоже немаловажный для молодого СССР фактор, веяние времени, — испытание возможности индустриализации пустыни. Тем более перспективы для этого были просто фантастическими — раскинувшаяся на территории двух советских республик — Казахстана и Туркмении пустыня Каракумы имела общую площадь более 400 тысяч квадратных километров!

Почти три месяца кавалькада из 23 машин колесила по городам и весям Советского Союза. В Елец все 23 машины, участвовавшие в автопробеге, въехали 27 сентября. «…Колонны рабочих, воинских частей, учащихся наводнили Воронежскую улицу и оба берега реки Сосны», — писала спустя два дня газета «Красное знамя». В честь знаменательного события, как положено, устроили митинг. А потом под орудийный салют машины прошли по новому, только что построенному мосту. Сооружение, соединяющие берега Быстрой Сосны, возвели за один год.

Документ из собрания Елецкого краеведческого музея

Необходимость в высоководном мосте в Ельце назрела давно. Все старые городские мосты (кроме железнодорожного) были низкими — наплавными. Каждую весну их затапливало, а после половодья приходилось восстанавливать практически заново.

Строительство этого гидротехнического сооружения началось в 1931 году. Для возведения его опор (быков) использовались надгробия и памятники со старого засосенского кладбища (ныне на его месте расположены ж. д. техникум и школа-гимназия № 97). Изначально перекрытия и фермы Каракумского моста были деревянными. Но в годы Великой Отечественной войны мост был разрушен.

Х.Якупов. Елец. 9 декабря 1941 года
Х. м., 1975 г.
(из собрания Елецкого краеведческого музея)

Его, как стратегический объект, восстановили в 1943-м по решению Государственного комитета обороны. Инженеры и строители попросту разобрали где-то в Крыму стальной клепаный мост и перевезли его конструкции в Елец. Здесь пролетные перекрытия собрали вновь. Перед Курской битвой Елецкое направление играло очень большую роль, и была поставлена задача пустить мост в самые короткие сроки. День и ночь горели переносные горны для нагревания заклепок и стучали молоты клепальщиков. Задача была выполнена: обновленный мост позволил пропустить тяжелую военную технику и танки.

В 1970 году был сильный паводок. Уровень воды тогда был настолько высок, что до его пролетного строения оставалось менее метра.

Паводок в Ельце
Фото, 1970 г.

Послепаводковое обследование моста показало, что он несет на себе чуть ли не полуметровый слой асфальта, уложенный раз за разом по первоначальному деревянному настилу в послевоенное время. Чтобы снизить излишнюю нагрузку, было решено снять и вывезти асфальт, а по старому несущему деревянному настилу положить новый, сначала косой для распределения нагрузки, а на него продольный дощатый рабочий. Мост верно служил городу еще почти десяток лет, выдерживая на себе грузопоток городского транспорта и пешеходов. Однако с введением в строй нового железобетонного сооружения, связавшего два берега Быстрой Сосны, мост-старичок стал выполнять роль пешеходного путепровода.

Дощатый настил быстро истирался и пропускал влагу до несущих брусьев. Ускорилось их гниение. Из-за ветхости пришлось закрыть консольные тротуары, располагавшиеся по краям сооружения. В конце 90-х годов Каракумский мост закрыли вовсе, так как его межпролетные перекрытия сильно износились.

Дмитрий Зверев. Каракумовский мост
Фото, 2004

Свое второе рождение мост-ветеран пережил в апреле 2005 года, когда начались восстановительные работы. Управление автодорог Липецкой области, выступающее в роли заказчика, заключило договор с воронежской организацией «Мостинжсервис» на проведение ремонта исторического объекта. Он, в свою очередь, взял в подрядчики елецкое предприятие ОАО «Мостостроительный отряд №126». Специалисты из мостоотряда № 126 срезали 30 тысяч пришедших в негодность заклепок, которые вручную были заменены высокопрочными болтами.

Мост стал значительно уже: с шириной перехода всего 4 метра. Его очистили от ржавчины и заново покрасили, заменили ветхие детали и старое покрытие, затратив на это более 18 миллионов рублей. Наконец, 4 ноября 2005 года Каракумский мост был торжественно открыт для пешеходов вновь.

Ныне мост — одно из украшений Ельца и, безусловно, его достопримечательность.

Алина Шебалова. Каракумский мост
Фото, 2013 г.
timelinePermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *