Более двух с половиной веков возвышается Введенская церковь над стремительно текущими водами Быстрой Сосны. Первое упоминание о ней относится к началу ХVII в. Небольшой по размерам деревянный Введенский храм являлся приходским для казаков Александровской слободы. Рядом находилось и кладбище. В многочисленных архивных документах неоднократно встречается описание самой древней елецкой церкви.
Уже в середине XVIII в. деревянный храм пришел в ветхое состояние, необходимо было построить новую каменную церковь. Страницы истории донесли до наших дней свидетельство о том, что 15 февраля 1759 г. «поп Иосиф Фёдоров сын Леонтьев … ночным временем, без венечной памяти и в неосвященной вновь строющейся в г. Ельце каменном зданием церкви Введения Пресвятой Богородицы под алтарем в палате» повенчал крепостную девку Катерину с ландмилиционером Курского полка Семеном Быкановым. Возведение храма продолжалось еще в течение двух лет. В историю Ельца вошло имя Осипа Данилова, помещика и канцелярского секретаря, приложившего немало трудов при постройке этой церкви. Ее торжественное освящение состоялось в 1761 г.
Этот памятник зодчества, построенный по древнерусскому образцу «восьмерик на четверике», принадлежит к расцвету барокко. В начале и середине XVIII в. зодчие стремились придавать своим творениям праздничность, характерную русской архитектуре. Пришедший на смену барокко классицизм, тем не менее, не затронул Введенскую церковь. В начале XIX в. в ней появились два придела: северный — во имя трёх святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова и южный – в честь св. апостола Иоанна Богослова. Мастера при перестройке сохранили в оформлении приделов барочные наличники старой трапезной. Позднее с юга и севера церкви появились полукруглые паперти — боковые всходы.
С давних пор ельчане делали пожертвования на храмы, желая, чтобы они становились еще краше. Купец Николай Петрович Черенов успел за свою жизнь сделать для Ельца многое. Устроивший на свои средства в 1898 г. «Дом трудолюбия», он выделил дополнительно 50 тыс. руб. на учреждение около Введенской церкви приюта для круглых сирот и 150 тыс. рублей для содержания его на проценты. В 1902 г. Н.П.Черенов пожертвовал своему храму 30 тыс. рублей. На эти средства был выполнен большой объем строительных работ, в том числе, мастера оштукатурили здание снаружи, вставили оконные рамы с витражами, устроили в пределах двухъярусные золочёные иконостасы. Стены Введенской церкви были богато украшены живописью по образцу киевского Владимирского собора. Для обогрева здания в холодное время года устроили духовое отопление, для чего с северной стороны храма возвели печную трубу. К сожалению, в ходе ремонта 1902 г. был изменен первоначальный облик Введенской церкви. Специалисты отмечали значительные утраты.
Главными святынями храма являлись древние иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (почитаемая верующими как чудотворная), Господа Вседержителя и святителя Николая Чудотворца. Согласно старинному преданию, эти реликвии перешли в храм из упразднённого Троицкого мужского монастыря. Напрестольное Евангелие 1703 г. и древний хрустальный напрестольный крест находились в алтаре храма.
Поднявшись на трехъярусную колокольню в день Светлого Христова Воскресения, каждый мог увидеть среди колоколов самый большой, весом в 151 пуд, с надписью: «1818 г. ноября 15 дня. Божиею милостию вылит сей колокол в г. Ельце ко храму Введения Пресвятыя Богородицы при священнике Василии Климентове, старанием ктитора купца Семена Родионова Деева», и даже позвонить в него.
Священник Василий Фёдорович Климентов, бывший настоятелем Введенской церкви в 1810-1841 гг., известен как один из первых наставников будущего святителя Иннокентия (Борисова), сохра¬нившего благодарную память об о. Василии. Их связывала настоящая дружба. Своего родного отца святитель лишился рано. В 1788-97 гг. Алексей Борисович Борисов состоял дьяконом храма.
Более пятидесяти лет, с 1842 по 1896 гг., настоятелем Введенской церкви был протоиерей Иоанн Иосифович Вуколов, снискавший любовь и уважение верующих не только своего прихода, но и всего города как опытный в духовной жизни старец и мудрый советчик.
В начале ХХ в. в приходе Введенской церкви состояло 872 человека обоего пола, храму принадлежала 51 десятина земли.
Революционные и последующие годы коснулись и этого храма, в 1938 г. он был закрыт. По документам 1962 г., церковь использовали как складское помещение, в подклетной части алтаря размещалась керосиновая лавка.
В начале 70-х гг. ХХ в. Введенская церковь была лишена кровли, полуразрушена. Требовалась большая срочная ремонтно-восстановительная работа. Решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября 1971 г. Введенская церковь была поставлена под охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Восстановительные работы шли с 1979 г. до конца 1990 г. Храм передан Русской Православной Церкви в 1992 г., а через шесть лет в нем состоялась первая после шестидесятилетнего перерыва служба.
Древность храма на Введенском спуске, его тесная связь с именами святителя Иннокентия Херсонского, философа В. В. Розанова, писателя И. А. Бунина до сих пор привлекает большое внимание знатоков истории, литературы, краеведов, художников, кинематографистов, приезжающих в Елец из самых отдаленных уголков страны.
Семенец Т.А.