До Светлого Христова Воскресения осталась одна неделя! Это волнительное для каждого христианина торжество требует особой подготовки: важно очистить душу, навести порядок в мыслях и дома, чтобы создать вокруг себя атмосферу праздника.
Шестая неделя Великого поста – Вербная – получила название в честь своего последнего дня – Вербного воскресенья, с которого начинается Страстная седмица, предшествующая Пасхе. Церковное название этого особого двунадесятого праздника – Вход Господень в Иерусалим. По обычаю в Вербное воскресенье освящают пальмовые ветви, которыми встречали въезжающего в город Иисуса Христа. Но поскольку это южное дерево растет далеко не везде, в России его заменили вербой, которая расцветает в начале весны.
Не всем известно, что в нашем городе в храме Успения Пресвятой Богородицы правый придел верхнего этажа освящён в честь праздника Входа Господня в Иерусалим (в 1829 году). Именно здесь проходили самые пышные богослужения в честь престольного праздника в Вербное воскресенье.
В Ельце, как и в других российских городах, эта неделя отмечалась вербным базаром. Самым популярным и оживленным местом торговли являлся центр – Красные ряды, Мужской и Бабий базары, а также улица Торговая, само название которой говорит о её предназначении. Разумеется, главным товаром были ветки вербы, которые привозили из деревень целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок, украшенный тряпичными и бумажными цветами, херувимчиками из воска или папье-маше. А для состоятельных покупателей могли предложить букетики вербы с херувимчиками из расписного фарфора или дутого стекла. Затем на праздничном Всенощном бдении вербы освятят и будут хранить до следующего Вербного воскресенья. Некоторые покупатели приобретали веточки с запасом, чтобы из раскрывающихся почек сварить кашу, которая так и называлась «вербной».
Ходовым товаром являлись также пасхальные открытки. Ассортимент этого товара поражал своим огромным разнообразием. Ельчане торопились запастись этим милым знаком внимания для своих родных и близких.
Продавались всевозможные декоративные пасхальные яйца, одни с сюрпризами, цыплятками, куколками, посудой и даже духами, другие простые – деревянные и каменные для «катанья» (традиционная игра), третьи — сахарные и шоколадные для еды.
Обычно на базаре было большое разнообразие сладостей и орехов, которые были традиционным предметом торговли и раскупались в громадном количестве. Их продавали не только в лавках. Сладости, орехи и различные напитки предлагали разносчики, сновавшие в толпе и оглашавшие площадь своими криками.
Можно было попробовать вкуснейшие постные пирожки – с рыбой, грибами, капустой, рисом, вареньем, яблоками. На каждом сорте пирожка были свои насечки и нашлепки из теста, чтобы не перепутать. Разбитной молодец подхватывал их вилкой и швырял в тонкую бумажку. «Пожалуйте-с». Бумажка пропитывалась маслом, было больно держать ее, такой пирожок был горячий…
Поскольку еще продолжался Великий пост, о полномасштабных развлечениях не могло быть и речи. В этот день проводились массовые катания на лошадях, а из развлечений, пожалуй, были только райки, так как балаганы, качели, карусели и различные увеселительные заведения можно было открывать с Пасхи.
Согласно церковному уставу, в субботу и воскресенье Вербной недели допускается послабление поста: в Лазареву субботу разрешается вкушение икры, а в Вербное воскресенье – рыбы, что определяло состав традиционного праздничного стола.
Однако многотысячелетняя культура славянского народа помнит и другую трактовку происходящего. За многие столетия до принятия христианства на Руси отмечали совершенно другой праздник – Вербохлёст, день, когда проводили обряды с распустившимися веточками вербы.
Согласно легенде, некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с Матерью-Землёй о том, что она плодовитее. Мать-Земля, рассердившись, превратила женщину в вербу.
Вербохлёст отмечали весело и многолюдно. В этот день люди легонько хлестали друг друга, детей, а также домашний скот веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!» или: «Не я бью – верба бьет, верба хлест бьет до слез». Таким образом, они изгоняли болезни. Детям приговаривали: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти. Бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка.
В современном мире в светлый праздник Вербного воскресенья не все обычаи и традиции соблюдаются. Но многие стараются поспешить в храмы и пожелать окружающим здоровья и счастливой жизни.
Материал предоставлен
научным сотрудником музея купечества и сословий М.Х.Морозовой